Темы: Женщина, Святость, Организация быта, Мирьям Климовская, Забота о себе, Внутренний мир, Служба в Храме
Добрый день! Как женщина должна освящать свою ежедневную домашнюю деятельность — уборка дома, мытьё посуды, приготовление пищи, стирка? Есть ли определенные молитвы? Или конкретные рекомендации? Спасибо! N.
Уважаемая N.!
Прежде всего, женщине необходимо самой осознавать, насколько важен ее повседневный труд. Ведь, заботясь о своей семье, она поддерживает мужа и сыновей, давая им возможность изучать Тору, а также растит новое поколение евреев, живущих по Торе.
Мы должны помнить, что самая священная деятельность еврейского народа — служба в Храме — состояла из самых простых, «будничных» действий. Таких, как зажигание огня, убой и разделка скота, уборка территории, подготовка дров и воды, замешивание теста и выпечка хлеба и т. п. Из этого можно понять, что не «содержание» деятельности делает ее святой или будничной, а то, в каких обстоятельствах, кем и с какими намерениями она совершена.
Служба в Храме была возложена на коэнов и левитов. Они должны были позаботиться о том, чтобы выполнять свою работу безупречно и с должным настроем. А забота о еврейском доме возложена на его хозяйку — еврейскую женщину. И ее задача — стремиться сделать свою работу безупречно и с должным настроем. Тогда ее повседневные действия послужат святости и в ее доме будет обитать Шхина — Б-жественное присутствие.
Я не слышала о каких-то конкретных молитвах для «освящения» домашней работы. Но известно, что многие праведные женщины, совершая эту работу, постоянно молятся: например, замешивая тесто, они просят Всевышнего, чтобы еда получилась вкусной и полезной, чтобы она дала членам семьи силы учить Тору и выполнять заповеди. Одна рабанит рассказывала, что у нее разработан особый «ритуал» замешивания теста для субботних хал: добавляя сахар, она молится, чтобы Тора была «сладка» ее детям. Добавляя соль, которую, как известно, нельзя смешивать с дрожжами напрямую, она просит, чтобы ее дети не «смешивались», не имели дела с недостойными людьми и т. п. Точно так же можно молиться во время уборки или стирки. Чтобы чистый дом или чистая одежда создавали хорошее настроение у обитателей дома, помогали быстро найти нужные вещи и так сэкономить время для изучения Торы, дарили домашним ощущение, что их любят и ценят… Можно продолжать до бесконечности.
Кроме того, необходимо все время помнить: всё, что мы делаем для своих близких (и даже для самих себя, если это дает нам силы и бодрость), — это проявление хеседа (милосердия). Если бы мы делали всё это для других людей в рамках какой-то благотворительной акции, мы бы очень хорошо об этом помнили. Но почему-то принято считать, что для «своих» — это никакой не хесед, а просто… так положено — и всё.
Отсюда и нелюбовь многих женщин к домашней работе, и желание перепоручить ее кому-нибудь, и зависть к тем, кто от этой работы освобожден. Нам бы следовало поучиться отношению к домашнему труду у собственных мужей и детей: как правило, и те, и другие хорошо осознают, что они «помогают маме», даже если они, в конечном счете, заботятся о самих же себе… до тех пор, пока та или иная работа не становится их обязанностью. Вот тогда они быстро начинают чувствовать себя не благородными помощниками, а несправедливо эксплуатируемыми. Тогда и можно услышать: «А почему всегда я?», «А ей/ему легче» и т. д. А ведь работа всё та же!
Очевидно, это в природе человека — ему приятнее чувствовать себя добровольцем, а не принужденным к какому-то делу. И, значит, наша задача — снова почувствовать себя «добровольцами» в своей работе. Помнить, что жизнь по Торе — это наш личный выбор, который мы сделали не один раз, когда-то в ранней молодости, а продолжаем делать день за днем. Что от нас зависит не только сама работа, но и наше отношение к ней: мы сами выбираем, будет это безграничный хесед или постылая рабская повинность. И награду получим в соответствии с этим настроем.
И еще один важный момент: для того, чтобы в полной мере чувствовать радость и удовлетворение от домашней работы, необходимо иметь для нее силы. А для этого надо заботиться о себе: правильная организация труда, полноценный отдых, хорошее питание и возможность иногда побаловать себя без угрызений совести. Мать семейства, работающая «на износ», вряд ли способна чувствовать святость своего труда, скорее, она доводит себя до истощения и нервного срыва.
Это целое искусство — понять предел собственных возможностей и не брать на себя больше, чем можешь выдержать, уметь вовремя остановиться. И ни в коем случае не сравнивать себя с другими: у каждого человека свои обстоятельства и свой запас сил, и далеко не все действуют в соответствии со своими возможностями. Иногда женщине необходима помощь специалиста, чтобы правильно расставить приоритеты и получить полное удовлетворение от своей повседневной деятельности. А кому-то, возможно, нужна и чисто физическая помощь, и это никак не умаляет величия и значимости того, что она делает.
Один известный раввин сказал: «Я завидую женщинам: каждая вымытая тарелка — это отдельная заповедь». Желаю всем еврейским женщинам постоянно чувствовать, сколько заповедей они выполняют во время своей каждодневной работы и какая награда ожидает их в будущем!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина