«… никакую закваску и никакой мед не должны вы воскуривать в огнепалимую жертву Ашему…»
Молодой Ицхак Эльханан был очень беден. Он учился в ешиве в Вильно, посвящая учебе все своё время. Юноша учился самозабвенно и самоотверженно, стараясь не отвлекаться ни на что, даже на случайные заработки. Хотя немного денег ему бы не помешало: вот, например, обувь совсем износилась, от подметок скоро останется лишь воспоминание… Как тогда идти учиться?
Набравшись смелости, Ицхак Эльханан решил обратиться к одному из состоятельных евреев с просьбой пожертвовать ему ботинки.
Тот купец был богат, и пара ботинок не стали бы для него большой тратой. Однако он отказал ешиботнику в просьбе. «Обувь стоит денег, — высокомерно сказал он. — А если тебе нечем платить, поработай у меня несколько дней и получишь пару ботинок».
Ицхаку Эльханану это предложение совсем не подходило. Пара ботинок не стоит нескольких дней учёбы. Ведь это десятки часов Торы! Разве можно ими пожертвовать? Кое-как подвязав подметки, юноша продолжил учебу.
Прошли годы. Молодой ешиботник вырос и стал большим талмид-хахамом, знатоком Торы. А еще через несколько лет рав Ицхак Эльханан Спектор возглавил раввинат города Ковно. Теперь его имя было известно во всем мире.
Когда рав Спектор закончил писать свою книгу «Нахаль Ицхак», то отправился в Вильно, чтобы сдать ее в типографию. Вильно приняла мудреца по-царски. Равы, знатоки Торы, ешиботники, дельцы и вообще все евреи буквально осаждали жилище рава Спектора, чтобы засвидетельствовать свое почтение.
Был среди них и богатый купец, тот самый, который много лет назад отказал молодому Ицхаку Эльханану в паре ботинок. Рав Спектор сразу узнал его, а купец не смог признать в знаменитом мудреце того худого подростка, у которого не было денег даже на обувь.
Со священным трепетом обратился купец к талмид-хахаму и предложил ему денежное пожертвование. Он предлагал взять на себя издание книги «Нахаль Ицхак». Богач почти умолял позволить ему полностью оплатить услуги типографии, ведь это такая честь — поддерживать изучение Торы!
Ответил ему рав: «Когда-то ты сказал мне, что за обувь платят деньгами, и это правильно. Но за Тору платят не деньгами, а тяжелым трудом. Если бы я пожертвовал своим временем для того, чтобы заработать на ботинки, этой книги сейчас бы не было. Свои время и силы я принес в жертву Торе. Многие дельцы теперь рады принести свои жертвы, чтобы удостоиться частички Святой Торы. Но не любая жертва может быть принята».
Тора ясно говорит нам, какие жертвы угодны Всевышнему. Те, в которых нет квасного и мёда, нет эгоизма и лести, а лишь чистая любовь к Святой Торе и уважение к тем, кто учит ее, в богатстве и в бедности.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина