«И не мог Йосеф удержаться при всех, стоявших около него, и закричал: выведите от меня всех! И не стоял никто при нем, когда Йосеф дал себя узнать братьям своим. И он поднял крик с плачем…» (Берешит 45:1, 2).
«Сказал раби Элазар[i]: с того дня, как был разрушен Храм, заперты врата молитвы, как сказано: “Даже если вопию я и взываю (о помощи), не дает Он дойти молитве моей[ii]” (Эйха 3:8). Но, хоть врата молитвы и заперты, врата слез не заперты, как сказано (Тэилим 39:13): “Услышь молитву мою, Господи, и воплю моему внемли, не будь глух к слезам моим…”» (Брахот 32 б).
Когда Йосеф плакал перед братьями, они увидели, как глубоко его страдание, и испугались, как бы он не пожелал отомстить им. Поэтому Йосеф сразу успокоил их, сказав, что всё случившееся было от Б-га. Творец всё это «запланировал», чтобы спасти семью Яакова от голода.
Чтобы лучше понять тайну слез и их силу, приведем историю, которую рассказал гаон раби Мордехай Сасон в книге «Шма тфилати» («Услышь молитву мою»).
В университете Майами в Америке есть огромный архив, где хранятся тысячи редких и старинных книг, которым по 500-800 лет. Чтобы обеспечить их сохранность, руководство ввело повышенные меры безопасности, чтобы предотвратить попытки незаконного проникновения в хранилище.
Постоянно работали камеры видеонаблюдения, сигнализация включена круглосуточно, поставили двойные двери с несколькими замками, охранники дежурили 24 часа в сутки.
Зимой 1992 года в Майами бушевал торнадо. Дороги были залиты, уровень затопления достигал двух метров в высоту.
Через неделю, когда вода сошла, ректор университета со своими сотрудниками вошел в библиотеку и замер как громом пораженный. Все помещения были залиты водой…
Сразу же были вызваны специалисты для проведения работ по откачке воды. А когда воду откачали, стало ясно: тысячи книг уничтожены водой… Но как вода могла туда проникнуть? Ведь там стояли двойные двери, которые закрывали помещения практически герметично!
Позже выяснилось, что вода целую неделю просачивалась в чрезвычайно узкие зазоры между дверями и порогом, пока не затопила всю библиотеку… Руководство университета приняло все необходимые меры против воров, но воду остановить не смогло.
Тихие воды проникают глубоко — в этом и есть сила слез! Обычная молитва может достичь Врат и там остановиться, но слезы просачиваются за порог… (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Раби Элазар бен-Пдат — амора (мудрец Талмуда) третьего поколения, Эрец-Исраэль.
[ii] «Сатам тфилати» — буквально: «закрыл (запечатал) молитву мою».
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Арье (Лев) Кацин
Редакция Толдот
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Редакция Толдот
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе