«И он возвел очи свои и увидел: и вот, три мужа стоят возле него» (Берешит 18:2). Раши[i] комментирует: «Один — чтобы известить Сару, второй — перевернуть Сдом, третий — исцелить Авраама, а оттуда (этот ангел) пошел спасать Лота».
Рав Хаим-Йосеф-Давид Азулай[ii] отмечал, что, согласно порядку задач этих ангелов, следовало первым отметить того, который пришел исцелить Авраама.
Почему же он не отмечен первым? На этот вопрос раби Азулай отвечает так: на самом деле Аврааму не нужен был ангел для исцеления, ведь сказано (Бава Батра 16 б): «Жемчужина висела на шее его, и каждый, кто видел ее, исцелялся».
Почему же тогда Авраам сам не посмотрел на нее? Из-за великой любви к заповеди он не хотел выздоравливать чудесным образом, раньше времени!
Вот почему послали ангела сообщить ему: на Небесах согласны, чтобы он исцелился. Когда он узнал об этом, ему не понадобился Рефаэль (исцеляющий ангел) — Авраам посмотрел на свою жемчужину и выздоровел. Следовательно, главной задачей Рефаэля стало теперь спасение Лота.
В наше время нет той жемчужины, что была у Авраама. Но есть способ исцелиться от всех болезней и удостоиться прощения грехов.
Мудрецы говорят: у того, кто позорит ближнего прилюдно, нет доли в Будущем мире (Авот 3:11). Гаон раби Моше а-Коэн Дриэм из Туниса[iii] с помощью этого изречения объяснял другое: «Лучшего из врачей — в ад» (Бава Кама 85 б). И приводил следующую притчу.
Человек заболел и был доставлен в больницу. Врач осмотрел его и постановил:
— Немедленно начинайте готовить к операции!
— Нет, — заявил больной. — Зовите другого врача!
Позвали заведующего отделением, тот посмотрел пациента, его анализы и сказал:
— Можно и без операции, но тогда понадобится делать болезненные уколы и ставить капельницы в течение длительного периода.
— Может, есть врач еще лучше? — не унимался пациент.
Привели профессора, светило в своей области. Тот сказал:
— Да, есть более эффективные лекарства. Но они некоторое время будут жечь как огонь. А потом сразу наступит улучшение и быстрое выздоровление.
Пациент согласился, и все признали, что этот лучший врач из всех.
Что должен проиллюстрировать этот рассказ? Человек согрешил и хочет искупить свой грех. В некоторых святых книгах перечисляется количество постов, которые надо провести, чтобы искупить тот или иной грех, и прочие тяжелые правила искупления.
Но есть и возможность быстрого исправления грехов, обжигающего, но моментального: грех будет исправлен, если кто-нибудь опозорит этого грешника перед всей общиной. Такое страдание равносильно смерти, и оно сразу искупает все грехи.
Получается, тот, кто заставил ближнего бледнеть от позора прилюдно, подобен врачу, исцелившему от грехов. Это и есть «лучший из врачей».
Но этого «лучшего» отправят в ад, поскольку он подобен тому, кто проливает кровь, подобен убийце[iv]. Поэтому тот, кто опозорил ближнего, должен как можно быстрее просить прощения. А опозоренному стоит простить его от всего сердца: ведь благодаря такому страданию он сам очистился от всех своих грехов. (Йосеф Даат — Дараш Моше)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Хаим-Йосеф-Давид бар-Ицхак-Зрахья Азулай (Рабейну Хида; 5484-5541 / 1724-1806; Иерусалим, города Европы, Стамбул, Каир, Хеврон, Ливорно) — выдающийся законоучитель, каббалист и историк еврейской мысли.
[iii] Раби Моше а-Коэн Дриэм (5666-5726 / 1906-1966, Тунис, Израиль) — судья и законоучитель, один из великих раввинов о. Джербы в Тунисе в своем поколении, глава раввинского суда в Тверии, автор множества книг.
[iv] Человек, которого позорят прилюдно, бледнеет от стыда, у него «кровь отливает от лица». Поэтому позорящий приравнивается к убийце, проливающему кровь.
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Арье (Лев) Кацин
Редакция Толдот
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Редакция Толдот
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе