Темы: Симхат Тора, Шмини Ацерет, Оцарот, Радость, Тишрей, Тора, Рассказы
Мы прошли через целый ряд святых дней, великих и возвышенных. Когда они завершаются, в последний день, у нас — радость, пение, мы танцуем с Торой в руках. Это праздник Симхат-Тора.
В чем суть этой радости, почему она так мощно проявляется именно в последний день осенних праздников — накануне наступления зимы и возвращения к рутинной жизни?
Рассказывают о раби Элазаре из Белостока, одном из выдающихся мудрецов Коцка. Ему приходилось много трудиться ради пропитания, и однажды он открыл душу своим товарищам:
Знаете, человек ведь живет не вечно… Я подумал, что однажды наступит мой день и душа поднимется на небо, чтобы отчитаться за прожитую жизнь. Сказано, что суд над человеком начинается с вопроса, учил ли он Тору (Кидушин 40 б).
Меня спросят:
— Ты учился, Элазар?
И что я отвечу?..
Скажу:
— У меня не было времени, я только иногда приходил на уроки то здесь, то там…
— Почему же, Элазар?
А я отвечу:
— Мне приходилось много работать ради пропитания.
— Да разве ж это ответ? — возвысит голос Сатан-обвинитель. — Оставил в стороне жизнь вечную и занимался сиюминутными делами?
И что мне после этого сказать? Он прав. Я отвечу:
— Мне хотелось учиться, но жена на меня кричала: дома пусто, дети голодны…
Сатан издевательски захихикает:
— Хи-хи-хи, да разве ж это ответ?
И тогда я прикрикну на него:
— Замолкни, Сатан! Нет у тебя права это говорить!
Присутствующие удивятся, а я объясню:
— Открыли нам нашим мудрецы: когда в Рош а-Шана трубят в шофар, Сатан думает, будто это шофар Машиаха, возвещающий Избавление. Сатан пребывает в недоумении, и тут вновь раздается звук шофара. Опасения Сатана превращаются в уверенность, аргументы заканчиваются, он окончательно запутывается.
А у меня вопрос: неужто его память настолько коротка? Ведь стоит ему чуть-чуть задуматься, он немедленно вспомнит, что всё это уже было год назад и ранее.
Ответ же прост.
Верно, если он задумается, то вспомнит. Но когда он слышит шофар, то впадает в смятение, тревожится. В таком состоянии он неспособен вспоминать. Так разве теперь, Сатан, ты не понимаешь, что крики моей жены и плач детей так же ввергают меня в смятение, как тебя — звук шофара?
Этот «разговор» раби Элазара с Сатаном-обвинителем может многому научить нас. Будничные дела, житейские заботы способны поглотить нас полностью. Что же будет с нашей духовностью, с изучением Торы? С каким багажом мы подойдем к Дням трепета на следующий год? Скажем ли снова: «Как бедные и нищие стучим мы в двери Твои»[i], чувствуя, что упустили самое важное?
Для этого нам и дан этот возвышенный день — Симхат Тора, — чтобы мы утвердили в своем сознании, насколько важно изучение Торы, и приняли решение: увеличить количество уроков, продвинуться в учебе. С этим решением начнем год продвижения и света! (Маайн а-Моэд)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина