«Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сына своим… соблюдать путь Б-га, творя милость (цдака) и правосудие…» (Берешит 18:19).
Гаон раби Ицхак Зильберштейн[i] отмечает, что наш стих не так легко понять; на это обратил его внимание гаон раби Иссер-Залман Мельцер[ii]:
На первый взгляд может показаться странным: человеку предписано, прежде всего, воздерживаться от воровства и грабежа — и лишь после этого можно говорить о милостыне, как сказано: «Соблюдайте правосудие и творите милостыню» (Йешаяу 56:1), а также: «И вершил Давид суд и правду (цдака) всему народу своему». Почему же в нашем стихе милость (милостыня) упомянута раньше правосудия?
Дело в том, что «грабеж» мы понимаем как «захват чужого имущества». И когда человек не присваивает чужое, но при этом и своего другим не отдает, окружающие считают его честным и порядочным, разве что недостаточно милосердным.
Но в доме учения нашего праотца Авраама к вопросу подходили иначе: еврей, который отказывает ближнему в помощи, буквально грабит его!
Благословение приходит в наш дом как награда за благотворительность. Поэтому, помогая нуждающимся, мы приносим благословение в свой дом — не говоря уже о награде в Мире Вечном. (Бэха Батахну)
[i] Рав Ицхак Зильберштейн (родился в 5694 / 1934 в Польше) — галахический авторитет, раввин района Рамат Эльханан в Бней-Браке, глава колеля «Бейт Давид» в Холоне, член Моэцет гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) в «Дэгель а-Тора».
[ii] Раби Иссер-Залман Мельцер (5630-5714 /1870-1953, Белоруссия, Литва, Польша, Земля Израиля — Израиль) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, один из духовных лидеров поколения. Занимал пост пост наси (председателя) Моэцет гдолей а-Тора в «Агудат Исраэль» и многое сделал для развития независимой системы образования харедимного еврейства. (См. также историю его женитьбы).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина