Темы: Лех Леха, Авраам, Оцарот, Спасение жизни
«И пришел спасшийся, и известил Аврама-еврея (Иври— עברי)…» (Берешит 14:13). В Мидраше Берешит Рабба приводится толкование: «И известил Авраама-еврея (слово иври образовано от эвер — “сторона”, “берег”). Раби Йеуда говорит: весь мир — с одной стороны, а он (Авраам) — с другой стороны».
Почему именно здесь, сообщая, как «спасшийся» рассказал Аврааму, что его племянник Лот попал в плен, Тора подчеркивает высокий уровень Авраама, отмечая, что он стоит против всего мира?
Следующая история поможет нам найти ответ на этот вопрос.
Один еврей случайно убил иерусалимского араба, сбежал с места преступления и добрался до дома гаонараби Йосефа-Хаима Зонненфельда. В арабском квартале начались беспорядки, и раби Йосеф-Хаим хорошо понимал, как он рискует, помогая еврею избежать линча. Тем не менее, он, не колеблясь, спрятал преступника в надежном месте.
Родные спросили рава Йосефа-Хаима, почему он подвергает себя такой опасности. Раввин ответил:
— Если бы я знал, что этого еврея будут судить справедливым судом и он понесет заслуженное наказание, я бы не вмешивался и не рисковал. Но очевидно, что толпа, жаждущая крови, не даст ему даже добраться до здания суда, а разорвет на части, как только он попадет к ним в руки. В такой ситуации ясно, что я должен спасти его от смерти, которую он не заслужил!
Опасения родных раввина оказались не напрасными. Преследователи видели, в каком направлении бежал невольный убийца, и поняли, что раби Йосеф-Хаим помог ему скрыться. Вскоре посланники главы города прибыли к раву и доставили его к своему начальнику. Тот потребовал выдать беглеца.
Но раби Йосеф-Хаим отказался:
— У властей есть полиция, которая обязана искать преступников и вести их в суд. Так пусть же полицейские проявят себя — найдут этого еврея и схватят его. А помогать им — не моя задача!
Градоначальник пригрозил раввину, что отправит его в тюрьму, но тот стоял на своем. Он даже заявил, что заранее приготовился к такому развитию событий и потому захватил с собой талит и тфилин.
Прежде чем осуществить свою угрозу, градоначальник решил попробовать другой метод. Он обратился к одному из авторитетных иерусалимских евреев, который был близок к властям. Тот тайно собрал глав общин, пригласив на встречу и раби Йосефа-Хаима. На собрании было решено выдать убийцу, но рав ответил отказом: выдавать еврея он не готов — и будь что будет!
Видя такую реакцию, еврей, выполнявший поручение градоначальника, впал в ярость и разразился проклятиями в адрес праведника. Раби Йосеф-Хаим ответил ему:
— Задумайся на секунду: как бы ты поступил, если бы речь шла о твоем единственном сыне? Разве отдал бы его в руки разъяренной толпы? Конечно, нет! Так знай же, что это — в нашей еврейской крови: мы готовы душу отдать за любого еврея, словно это наш ребенок.
Этот смелый и искренний ответ сделал свое дело, и гнев того еврея утих.
От кого же мы унаследовали это качество самоотверженности?
От нашего праотца Авраама! Тора показывает, что он готов был самоотверженно стоять на одном берегу, когда весь мир стоял против него на другом…
Теперь можно ответить на наш вопрос. Но прежде упомянем еще одно затруднение. Раши[i] приводит слова наших мудрецов о том, что «спасшимся», который сообщил Аврааму о пленении Лота, был Ог, а спасся он в свое время из вод Потопа. Он хотел, чтобы Авраам отправился на войну выручать племянника и погиб там, а тогда бы он, Ог, взял в жены Сару.
Удивительно: откуда Ог знал, что Авраам пойдет на риск ради спасения Лота и будет воевать против четырех царей? Это ведь было очень опасно, и Авраам мог счесть это невыполнимой задачей.
Адмор из Сатмара[ii] объясняет, что Огу была известна эта уникальная черта Авраама-еврея, стоящего против всего мира. Поэтому он был абсолютно убежден, что, узнав о пленении Лота, Авраам бросится его выручать — даже рискуя собственной жизнью…
Теперь понятно, почему именно здесь Тора подчеркивает эту способность Авраама-еврея к противостоянию: ведь именно эта черта стала причиной всей остальной цепочки событий, которые описываются далее. (Лэламедха)
[i] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Рав Йоэль Тейтельбойм (5647-5739 / 1887-1079, Австро-Венгрия — Королевство Румыния — США) — один из духовных лидеров американского еврейства.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина