Темы: Беаалотха, Оцарот, Чтение для детей
«И оговаривала Мирьям и Аарон Моше… И услышал Господь. И сказал Господь… как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше?» (Бемидбар 12:8).
Поразителен комментарий раби Йосефа Яавеца (в его толковании к Пиркей Авот). Он полагает, что нам следует полностью осознавать опасность осквернения Имени Небес. Закрывать глаза бесполезно, поэтому необходимо досконально изучить вопрос, чтобы уберечься от опасности.
Мишна сообщает: «…с каждого, кто оскверняет Имя Небес скрыто, будут взыскивать Свыше явно. И неважно, делает он это по ошибке или злонамеренно, когда речь идет об осквернении Имени Б-га» (Авот 4:4). Опорочить Имя Всевышнего — самое тяжкое преступление в мире. Самые страшные грехи человек может искупить раскаянием, силой Йом-Кипура и страданиями. Но грех осквернения Имени искупается только муками смерти — или действиями ради освящения Имени.
Мы знаем, что такое порочить Имя Небес публично: совершать поступки, недопустимые для религиозного человека, нарушать заповеди. Но кто знает, что такое осквернять Имя Небес втайне?
Раби Яавец объясняет: тот, кто говорит дурное о ближнем, — порочит Имя Небес втайне! Почему? — Если тот человек, о котором злословят, неожиданно войдет в комнату, говорящий замолчит на полуслове. Следовательно, сплетник стыдится человека, а Творца мира не стыдится…
Гмара неслучайно уподобляет злословие идолопоклонству: ведь идолопоклонники —словами или действиями — отрицают, что Творец управляет миром. То же самое делает злословящий: он боится, как бы «объект злословия» не услышал его, но не боится Творца, Который слышит всё. Так он оскверняет Имя Всевышнего в глубине своего сердца. А расплатиться за это предстоит явно, прилюдно — если он не успеет раскаяться и сойти с опасного пути.
Мы говорим об этом не затем, чтобы жаловаться или обличать. Мы хотели бы лишь извлечь урок и исправить свой путь. Важно помнить, что Творец видит и слышит всё и что вся земля полна славой Его (Йешаяу 6:3). Поэтому наша обязанность — вести себя сдержанно, даже если в нас живут гнев и претензии к кому-то. Мы должны оберегать свой язык — и так убережемся от опасности.
Однажды учительница дала девочкам задание: принести целлофановый пакет и упаковку картошки.
На следующий день, когда ученицы принесли это, она сказала: «Вспомните каждого, кто когда-либо в жизни сделал вам что-то нехорошее и кому вы этого до сих пор не простили. Возьмите картофелину, напишите на ней имя этого человека и положите в пакет. На другой картофелине — имя следующего обидчика и т. д.».
Ученицы принялись сосредоточенно выполнять задание. Достаточно быстро стало видно, что пакеты наполняются неодинаково.
Некоторые ученицы писали имена подруг из детского сада и младшей школы, с которыми они ссорились, или имена других людей, недобрую память о которых они хранили всё это время.
— Теперь, — объявила учительница, — вы должны носить эти пакеты с собой, куда бы вы ни шли, в течение целого месяца.
Ничего не поделаешь, учительницу надо слушаться, и девочки таскали с собой пакеты с картошкой повсюду целый месяц. С ним они ходили в школу, в кружки, на игровую площадку, даже спать ложились с пакетом. Каждая ученица по достоинству оценила тяжесть своего пакета, который не позволяла ей жить в свое удовольствие.
В конце месяца учительница снова собрала их всех в классе и сказала:
— Эта метафора самым наглядным образом показывает, какую цену мы платим за злопамятство, когда не отпускаем всю нашу боль и гнев на других людей. Так мы расплачиваемся за свое негативное восприятие людей и ситуаций. Иногда мы думаем, что простить других людей — это сделать им подарок. Но теперь для нас должно стать очевидным, что прощение — это наш подарок самим себе. С его помощью мы очищаем сердце от злопамятства, чтобы вновь стать радостными и счастливыми.
Жизнь слишком коротка, чтобы расходовать ее на гнев и обиды. Если освободимся и отпустим все дурные чувства, которые копились в наших сердцах на протяжении многих лет, облегчим себе жизнь. Сделаем себе подарок — простим. Очистим сердце, расстанемся с «тяжелым пакетом», сбросим этот непосильный груз. А когда мы проявляем снисхождение к ближнему, на Небесах проявляют снисхождение и к нам (Маайан а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина