«И не мог Йосеф удержаться при всех, стоявших около него, и закричал: выведите от меня всех! И не стоял никто при нем, когда Йосеф дал себя узнать братьям своим» (Берешит 45:1). «Сказал раби Шмуэль бар-Нахмани: в великой опасности был Йосеф. Ведь если бы братья убили его, никто в мире не узнал бы, кто он. Почему же тогда он сказал: “Выведите от меня всех!”? — Решил Йосеф в сердце своем: лучше пусть меня убьют, чем опозорю я братьев своих перед египтянами» (Мидраш Танхума на Берешит 45).
Особая чуткость Йосефа к братьям в полную силу проявилась тогда, когда он раскрылся перед ними. Фактически, в тот момент у него была возможность максимально унизить их и ощутить сладкий вкус мести.
Но вместо этого второй человек в Египте демонстрирует безмерную власть над собственным сердцем и приказывает: «Выведите от меня всех!» Ему важно, чтобы братья не были опозорены, чтобы их дела не раскрылись перед египтянами.
Более того, сказано в мидраше: «В тот час Йосеф подвергал себя великой опасности. Ведь братья — и больше всех Йеуда — сильно гневались на него. И, когда все охранники вышли, братья могли убить его».
Тем не менее, для Йосефа невозможно так опозорить братьев, причинить им такой стыд. Когда все выходят, он тихо говорит: «Я Йосеф, жив ли еще отец мой?» (там же, стих 3). И тотчас добавляет, чтобы их успокоить: «Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда; потому что для сохранения жизни послал меня Б-г перед вами» (там же, стих 5).
Йосеф призывает братьев: «Подойдите ко мне». И, когда те подходят, говорит им: «Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет» (там же, стих 4).
Зачем Йосефу нужно было, чтобы братья подошли? Они ведь оставались на месте, никуда не уходили? Рав Овадья Сфорно отвечает: «Чтобы те, кто слышал его плач, не слышали о его продаже». Египтяне и весь дом фараона слышали плач Йосефа (там же, стих 3). Скорее всего, им было любопытно узнать, отчего плачет второй человек после фараона. Поэтому Йосеф попросил братьев приблизиться и сказал о том, что они его продали, — шепотом (Оцротэйну).
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Яков Доктор
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Неизвестные исполнители
Рав Реувен Пятигорский