«А Моше приблизился к туману, в котором пребывал Всесильный» (20:18). В этой недельной главе мы учим, как народу Израиля было заповедано разместиться вокруг скинии, а на следующей неделе наступит праздник Шавуот, в который мы будем переживать предстояние у горы Синай. Удивительную мысль на эту темы мы нашли в книге «Хаей Олам»: события у горы Синай были чем-то вроде временного храма для пребывания Славы Б-жьей.
Единая линия связывает нашу главу с Шавуот: это нисхождение Шхины к народу Израиля — как у горы Синай во время дарования Торы, так и в скинии, и в храме.
Чудесно, но здесь-то мы и подходим к главному открытию. Вот что говорится в Мехильте, слова которой приводятся в Ялкут Шимони: «"А Моше приблизился к туману, в котором пребывал Всесильный". Кто помог ему в этом? Его смирение! Как сказано: "А человек этот, Моше, скромнее всех людей, что на поверхности земли". Писание сообщает, что с каждым, кто скромен, в итоге будет пребывать Шхина на земле, как сказано: "Так сказал Высокий и Превознесенный, обитающий вечно, свято Имя Его: в вершинах святых буду обитать, но и вместе с подавленным и низким духом" (Ишайяу 57:15). И сказано: "Вот на кого посмотрю: на бедного и увечного духом», и сказано: "Жертвы Всесильному — дух сокрушенный"».
Наши учителя уже сказали, что как поднимался Моше Рабейну на гору Синай, так и заходил он в любое время в шатер откровения. По словам Мидраша, это было возможно, поскольку он был колесницей для Шхины благодаря своему смирению.
Есть обычай в народе Израиля — украшать синагоги и квартиры зелеными ветками и цветами в Шавуот. Украшение синагог понятно, поскольку это чертоги Торы и трепета, и как цветы покрыли Синай, так они расцветают у нас в праздник дарования Торы. Но зачем делать это в домах?
Потому что дома, даже если это и не гора Синай, подобны обители Шхины. «Муж и жена, если удостоились, — Шхина между ними». И чем же они удостаиваются пребывания Шхины в доме? Истинным смирением и взаимными уступками.
Корень всякого упрямства лежит в гордыне, а корень уступчивости — в смирении. Когда упрямство торжествует, «огонь поедает тебя». И это не огонь с Синая, который приходит свыше, а огонь ссор и соперничества, огонь распрей, адский огонь, да спасет нас Милосердный.
Превратим же наши обители в место пребывания для Шхины, в цветущий райский сад, в источник света. Сделаем это со смирением и уступчивостью, откроем новый лист, стирая всякую недоброжелательность, со светлым лицом и терпимостью (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина