Темы: Кдошим, Ахарей мот, Оцарот
«И соблюдайте Мои законы… и живет ими, каждый не приближайтесь открыть наготу» (18:6). Гаон раби Яаков Зариен, автор книги «Оэль Яаков» и главный раввин Тверии, объяснил это так: во всем, что касается греха разврата, запрещена даже «близость» — например, совместные танцы или совместное купание и т. д. В отношении всего этого также работает правило «Умри, но не нарушь». Об этом и сказано: «И живет ими». Спасение жизни отменяет шаббат и все остальное, но не отменяет запрет приближаться к разврату, для которого справедлив закон «Умри, но не нарушь».
Запрет сочетаться браком с близкими родственниками находится в составе законов Торы. Это категория «хуким», то есть такие законы, истинный смысл которых нам неведом. Рамбан постарался подчеркнуть, что у таких заповедей непременно существует смысл и причины. Но запрещенные половые связи — это один из «хуким». Для нас это как царское постановление. Такое постановление приходит на ум царю, поскольку он обладает мудростью в управлении государством. Ему известна необходимость и польза от соблюдения указа, который он издает. Но он не сообщает о ней простому народу, лишь своим мудрым советникам.
Мудрецам истинный смысл открывается!
И так же написал наш учитель Рамбам: царь Шломо знал большинство смыслов законов Торы. А Моше Рабейну, — говорят мудрецы, — знал их все.
Нам тоже откроются все смыслы заповедей и законов, но произойдет это в будущем мире.
Рассказывает раби Йосеф Мишаш из Талемсана историю, произошедшую во времена гаона раби Моше Алшекара, главного раввина Египта, около четырехсот лет назад.
Один человек отплыл в море по торговым делам и не вернулся. Его след пропал. Жена осталась замужней женщиной без мужа. Один знакомый положил на нее глаз и нанял некоего чужеземца, чтобы тот пришел в суд и заявил, словно ни о чем не подозревая, что видел ее мужа мертвым в другой стране, а затем указал его приметы. Его свидетельство было принято, и женщине разрешили снова выйти замуж. А этот обманщик стал льстить ей и говорить приятные слова, чтобы она согласилась стать его женой. Она согласилась, и свадьбу назначили через тридцать дней.
Отец жениха был человеком праведным. В ту ночь он увидел во сне, как его сын окружает дом охапками сухих дров и подносит к ним факел. Отец закричал во весь голос: «Ой, жестокий сын! Что же ты творишь?! Сжечь наш дом решил?!» От его крика проснулась его жена и разбудила его самого. Он рассказал ей сон и потерял сознание от страха. Она позвала сына, чтобы он побежал позвать на помощь. Он прибежал и спросил, в чем дело, и она рассказала ему.
Этот негодяй понял смысл сновидения и стал успокаивать родителей: «Сны говорят тщетное, не обращайте внимания». Он дал отцу понюхать благовоний, чтобы тот пришел в себя. Успокоился отец и продолжил спать. И вот — второй сон. Он снова закричал, и его снова пришлось успокаивать.
Все то же самое повторилось и в третий раз. Больше отец уже не мог спать. Он понял, что такое не может быть случайно, и все это имеет какой-то глубокий смысл. «Что означает такой сон?» — стал спрашивать он себя. Ему пришло на ум, что женщина, которую сын хочет привести домой, обладает дурным характером и будет нести скандалы и ложь в семью, разжигая огонь раздора. После таких размышлений он сказал сыну: «Если хочешь взять ее в жены, сними себе отдельную квартиру, но не приводи ее сюда».
Сын, хотя и знал истинное значение сна, согласился с толкованием отца. Он арендовал квартиру, обставил ее мебелью и приготовил пышную трапезу. Он пригласил всех важных людей города и мудрецов, во главе которых шел раби Моше Альшекар. Они ели и пили, усладили свои сердца и благословили жениха. Однако внезапно появился посланник из суда, который поспешил к раву. Подойдя к нему, он сообщил: «Вернулся муж этой женщины. Он был в плену у морских пиратов, его продали в рабство в другой стране, а потом выкупили, и вот он здесь. Он услышал обо всем произошедшем, что сегодня его жена выйдет за другого мужчину, поскольку ей разрешили повторно выйти замуж из-за ложного свидетельства. Он хочет предъявить свою жалобу раву».
Рав всполошился и воскликнул: «Приведите его сюда!»
Вернувшийся муж вошел на пиршество и увидел свою жену в брачных одеждах. Он забрал ее домой, а радость жениха обернулась печалью. Тогда его отец пересказал свой трижды повторившийся сон, и рав повелел найти чужеземца, который свидетельствовал перед судом. Тот признался, что это жених нанял его. Лицо жениха покраснело, в тот день ему досталось много позора. Его заперли в тюрьму, чтобы вынести приговор, но он не стал дожидаться и сам повесился.
Рав повелел всей общине собраться. В центральной синагоге они произнесли «Большую Алель» за то, что Б-г спас их от такого страшного греха.
Так с Небес доказали, что этот грех и вправду является огнем поедающим. Об этом сказал царь Шломо в своей мудрости: «Разве может человек сгребать огонь себе за пазуху, чтобы одежда его не обгорела? Пойдет ли человек по углям, чтобы ноги его не обожглись?» От огня следует держаться подальше, чтобы не получить ожогов и не сгореть (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина