«Вот законы, которые ты положишь перед ними» (21:1). Одним из выдающихся мудрецов еврейской мысли и нравственности в недавнем прошлом — духовным гигантом, которого рав Деслер увенчал титулом «самый глубокомысленный в нашем поколении», — был раби Йерухам из Мира. В одной из своих статей он говорит о коротком мидраше, относящемся к нашей недельной главе, и освещает его по-новому — так что это может произвести переворот в наших взглядах на собственный образ жизни.
Мидраш говорит, что еще до дарования Торы была записана глава о судьях. Итро приехал и увидел, что Моше в одиночку судит народ. Он предложил разветвленную судебную систему — десятников, пятидесятников, сотников и тысячников. А на вершине пирамиды должен был оказаться сам Моше. Вслед за этим была написана глава о даровании Торы, а после нее — наша глава, излагающая имущественные законы, действующие между людьми, и порядки судопроизводства.
Далее Мидраш говорит (Шмот Раба 30:3): Чему это подобно? Царице, которая проходила по дороге. Почетный караул шел впереди и позади нее, а она — посередине. Так и Тора: законы до нее, законы после нее, а она — посередине. Дарование Торы описано между двумя разделами, повествующими о судьях и законах.
Давайте остановимся на секунду и задумаемся: что Мидраш хочет сказать? Важность чего хочет подчеркнуть? Очевидно, важность суда и правосудия. Ведь это одна из основ мира: «На трех вещах держится мир (олам): на суде, на истине и на мирных отношениях (шалом)». Рассмотрев их, мы увидим, что они взаимосвязаны: честная система правосудия опирается на истину и приводит к миру. Каждый знает границы дозволенного, а в случае конфликта вмешивается судья и выносит правильный приговор.
Все это верно само по себе, но не это имел в виду Мидраш.
Раби Йерухам, «самый глубокомысленный», размышляет и спрашивает: разве конвой и сопровождение являются главными? Конечно, нет! Главная — царица, а сопровождение лишь следит за тем, чтобы она не пострадала.
В таком случае мы должны разобраться: кто же главный? Что это за царица? Это Тора! А что в ней главное? «Учение милосердия» (Мишлей 31:27). Гмара говорит о ней (Сота 14 а): «У Торы начало — благотворительность и конец — благотворительность». «Большая часть заповедей Торы — радовать людей». Главное — это милосердие, но нужно установить и принципы для решения конфликтов. Вот почему Торе был дан «почетный караул» из законов о вреде и имущественных спорах. Но это лишь упаковка для подарка, хранящегося внутри (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина