«Под надзором Элазара, сына Аарона-коэна» (4:16). Перед праздником Шавуот, «временем дарования нашей Торы», читают главу Бемидбар. На то уже высказано несколько причин — например, чтобы разделить между проклятьями в главе Бехукотай и дарованием Торы, являющейся источником благословений; или же потому, что порядок, родовая принадлежность каждого колена Израиля и его место под знаменем чрезвычайно важны для духовного роста.
Сделаем свой вклад в прояснение этого вопроса, связав одну фразу из этой главы с дарованием Торы, чтобы приготовиться к свету Шавуот: «Под надзором Элазара, сына Аарона-коэна, масло для светильника и благовонное курение, дар постоянный и масло помазания».
Раши, следуя Иерусалимскому Талмуду, объясняет, что Элазар нес масло для светильника в правой руке, благовония — в левой, постоянный дар — на плече, а масло помазания — в кармане эфода (жилета). Рамбан, впрочем, отмечает, что если бы он нес все это сам, ноша его была бы весьма тяжела.
Почему же, в самом деле, Элазару, помощнику первосвященника, было заповедано тащить на себе всю эту ношу? В Мидраше сказано: «Элазар был почитаем — князь над князьями. Он увидел бывшую у него власть. Думаешь, поскольку он был великим, то оставлял другим нести сосуды, который мог нести сам? Ничего подобного — он сам их нес! Это учит тебя тому, что перед Всесильным нет места гордыне» (Бемидбар Раба 4:20). Элазар был готов унизить себя во славу Творца.
Мидраш восхваляет там также и танец царя Давида перед ковчегом завета. Он двигался со всей силой, хлопал в ладоши и прыгал на глазах всего народа Израиля. О себе он свидетельствовал: «Мне не стыдно было позориться перед Тобой во славу Твою!»
Так поступают все великие мудрецы Израиля, и так же должен делать каждый человек. Мидраш рассказывает: жил некогда человек, который стал сожалеть о том, что не читал Тору и не учил Мишну. Однажды он оказался в синагоге. Когда хазан дошел в молитве до освящения (Кдуша), тот человек крикнул во весь голос: «Свят, свят, свят Б-г Воинств!» Спросили его: «С чего это ты так кричишь?»
А он ответил: «Не удостоился я ни Писания, ни Мишны, а теперь, когда мне выпала возможность освятить имя Творца, разве не крикну я во весь голос, чтобы хоть немного утешиться?»
Рассказывают, что с тех пор не прошло много времени, как его назначили командующим над армией римского императора и комендантом всех крепостей в стране Израиля. Он построил город и стал аристократом, получил почести для себя и своих детей. Отсюда ты учишь, что не подобает человеку гордиться перед Всевышним.
Перед Творцом нечем гордиться — Элазар-коэн и Йеошуа бен Нун были служителями и оруженосцами во славу Его, и посмотрите, чего они достигли!
Все это верно и правильно, но следует добавить еще одну важную мысль. Писание говорит: «Шаббаты Мои соблюдайте и перед святилищем Моим трепещите, Я Б-г». В Гмаре говорится об этом следующее (Евамот 6 а): «Как в случае с соблюдением шаббата — не самого шаббата ты боишься, а Того, кто приказал соблюдать шаббат, так и в случае со святилищем — не его ты боишься, а Того, кто приказал его построить».
Отсюда можно выучить, что почтение к шаббату и почтение к храму имеют один и тот же смысл — славу Небес. А значит, и в отношении шаббата действует правило: «Нет места гордыне перед Всевышним», и награда за его соблюдение велика (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина