Темы: Идолопоклонство, Толдот, Яаков, Оцарот, Беременность, Эйсав
«И толкались дети в утробе ее» (25:22). Праведник раби Йеошуа из Бельза задавал удивительный вопрос, а его ответ — еще более удивительный! Вопрос: что заставило нашу мать Ривку пойти в бейт-мидраш к Шему и Эверу с вопросом к Б-гу и просьбой о пророчестве? Когда она проходила мимо бейт-мидраша один из ее детей шевелился, стараясь выйти наружу. Если же она проходила неподалеку от капища идолопоклонников, второй порывался выйти. Несомненно, она поняла, что во чреве ее находятся близнецы — один хороший, а второй плохой. Праведник и грешник. Такое известие вызывает печаль и страх. Но так было всегда: Каин и Эвель, Шем и Хам, Ицхак и Ишмаэль и даже Лаван и Ривка. Все это пары братьев, и когда один добрый, второй оказывается злым. Что же Ривка хотела услышать через пророков и зачем пошла вопрошать Б-га?
Ответ: все было бы так, если бы речь шла о естественной беременности. Тогда один из детей мог бы быть похож на своих святых родителей, а второй — на братьев матери, как часто бывает с детьми (Бава Батра 110 а). Но ведь Ривка была бесплодной и забеременела только благодаря молитве, как написано: «И молился Ицхак Б-гу о жене, ибо бесплодна она, и ответил ему Б-г, и зачала Ривка, жена его». Молитва изменила природу, словно перевернув и поставив все с головы на ноги. Вот почему Ривка так изумилась: эта беременность — следствие молитвы, но ведь она точно знала, что не просила зачать такого сына, который бы хотел выйти к капищам идолопоклонников! Как же получилось, что просьба о святом сыне, который преумножал бы славу Небес в мире и продолжал дело своих предков Авраама и Ицхака, вызвала к жизни также и другого сына — грешника?
И ответ пришел: «И сказал Б-г: два народа во чреве твоем». Ты была права, говоря, что здесь борются две различные культуры. «И две нации изнутри тебя разделятся». Толпы будут скрываться под сенью каждой из этих культур — одни напротив других. Что же касается твоего вопроса, ты ведь молилась о праведном святом сыне, «человеке непорочном», избранном среди отцов, венце творения. И он действительно здесь. Но именно поэтому вместе с ним родится его полная противоположность — злодей Эсав. «Народ над народом возобладает». Только если Эсав встанет против него и будет подстерегать его, выискивая все его слабые места и возможность обвинить его, Яаков будет вынужден стать совершенным и оградить себя от его влияния. Лишь в этом случае сумеет Яаков достичь вершины и реализовать свои таланты и способности. Знание о том, что Эсав караулит его в поле, заставит его закрыться в шатре, спрятаться в ешиве Эвера, пока он не станет совершенным во всем и будет назван Израилем!
Как известно, действия отцов — знаки для их детей. Когда каждый народ придерживался своего наследия, и не было тех, кто ломает ограду и нарушает завет, было много простых людей — хороших и добрых евреев, идущих честным путем, — которые даже молиться правильно не умели, и хазан исполнял для них эту обязанность. Но когда появилось много наглецов, разрушающих общину, остальным пришлось вооружиться против них знанием Торы, которая защищает как стена и служит лекарством от злого начала. Появились мудреные толкования и поучительные лекции, которые возвышают человека и расширяют его кругозор. «Спрашивают человека: почему у тебя длинная борода? А он отвечает: чтобы не быть таким, как бреющиеся». Сопротивление способно привести человека к высоким уровням.
У праведника раби Нахмана из Бреслава была красивая притча. Человек уподоблен полевому дереву, а спор уподоблен воде. У деревянного бруска, лежащего на земле, нет сил самому поднять себя. Но когда приходит поток воды, он плывет на нем. И чем больше будет воды, тем выше он поднимется. Об этом сказал царь Давид: «Окружают меня весь день, как вода, встали вокруг меня все вместе» (Теилим 88:18).
Это обязывает каждого из нас сегодня: когда налетает потоп, нужно бежать в ковчег. Когда улицы наполнены вседозволенностью, атеизмом и всякой мерзостью, нужно в семь раз сильнее укрепиться на уроках по Торе и в семейном кругу в шаббат. Когда насилие становится обычным делом среди молодежи, а разнузданность превращается в идеал, мы спасаем наших детей отличным воспитанием по Торе, ведущим к добродетелям и уважению к родителям, к наследию и вере! (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина