«И пошел Моше» (31:1)
В Шаббат Тшува (суббота раскаяния перед Йом-Кипуром) принято, чтобы раввин выступал перед общиной. Ведь еще мудрецы Талмуда говорили: «Когда мудрец произносит проповедь, а община отвечает ему “Да благословится Его великое Имя” — Святой, благословен Он, прощает их, даже если им был вынесен приговор о ста годах страданий». Насколько же нужно ценить Кадиш после проповеди и сосредоточено отвечать «Амен, да благословится Имя Его…»
Но раввину не следует довольствоваться только выступлением в синагоге. В нашей главе мы читаем: «И пошел Моше, и говорил слова сии всем сынам Израиля». Кли Якар поясняет, что Моше хотел побудить их покаяться. Потому как человек «сам не видит в себе изъяна», сказано «и пошел Моше» — он ходил от шатра к шатру, к каждому еврею, и увещевал каждого «словами сими», рассказывая о покаянии, которое связано с голосом, как сказано: «Возьмите с собою слова [молитвы[ и обратитесь к Б-гу!» (Ошеа 14:3)
Так поступал Моше, верный пастырь, и так же поступал пророк Шмуэль: «Из года в год он ходил и обходил Бейт-Эль, и Гилгал, и Мицпе, и судил Израиль во всех этих местах» (Шмуэль 1, 7:16).
И сказали: «Те семьдесят тысяч, убитых на холме Биньямина после случая с наложницей, — за что убиты были? Потому что должны были судьи Санедрина прикрепить железную проволоку к поясам и задрать свои одежды выше колен, и обходить все города Израиля — один день на Лахиш, другой на Бейт-Эль, один день на Хеврон, один день на Иерусалим, и так все места израильские, чтобы наставлять Израиль, чтобы было великим и святым имя Святого, благословен Он, во всех мирах, которые Он создал, от края до края Вселенной!» (Тана де-Бей Элияу 11)
Моше был царем, и Шмуэль был царем, и любому человеку говорится, чтобы он был царем в своем доме, как сказано: «Чтобы всякий муж был господином в доме своем» (Эстер 1:22). Недостаточно того, что родители сообщают что-либо или указывают, как делать. Ведь относительно детей также действительно правило, что человек не замечает собственных недостатков, потому следует поучать каждого особым, персональным способом, направлять и указывать путь, как и Моше «вышел и говорил». Необходимо следить за исполнением заповедей, убеждаться, что они правильно поняты и выполняются согласно Алахе. Нужно следить сблизи и учить каждого лично — «чтобы было великим и святым имя Святого, благословен Он во всех мирах, которые Он создал», а ведь каждый из нас — целый мир, в котором имя Творца возвеличивается и освящается!
Согласно нашей традиции в Рош-а-Шана происходит двойной суд — суд над каждым отдельным человеком и оценка того, насколько он представляет значимость для общества (ради чего его стоило бы оправдать и одарить счастливым годом, чтобы он мог удачно исполнять свою роль). Также говорят, что царя судят с особенной благосклонностью и милосердием, «прежде чем усилится гнев» и восторжествует справедливость. Когда же родители исполняют свое назначение, внимательно наблюдая за своими детьми, они достойны царского милосердия, и будет дарован им год исполнения желаний — для них и всех членов семьи! (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина