«Каждый под знаменем своим» (2:2). В Мидраше сказано: «Счастливы уши, слышавшие, как Святой, благословен Он, хранил и берег Израиль. Он берег его как зеницу ока! Приди и взгляни, как Он любил его, хранил и берег. Сказал Святой, благословен Он, Моше: “Скажи им, чтобы построили Мне святилище, и Я буду обитать среди них. И более того, Я сделаю им знамена, как сказано: Каждый под знаменем своим”» (Бемидбар Раба 2:5).
Давайте задумаемся, что же такого особенного в этих знаменах? Вот что сказано в Мидраше (Шир а-Ширим Раба 2:3): «Когда Святой, благословен Он, явился на горе Синай, вместе с Ним спустились тысячи ангелов, и все они были украшены знаменами, как сказано: “Со знаменами от десятка тысяч”. Когда евреи увидели ангелов, расположенных по знаменам, то и сами захотели знамена, говоря: “Хорошо бы и нам быть под знаменами, как они!” Тотчас возвестил Святой, благословен Он, Моше: “Иди и поставь их под знамена, которых они так хотят”».
Если поразмышлять над этим, можно удивиться. Евреи стоят у Синая, гора полыхает огнем, достигающим неба. Кругом тьма, облако и туман, раздается сильный звук шофара. Творец мира открывается Своему народу, чтобы научить его Торе и заповедям. Их души выходят из тел, когда Он говорит. И во всем этом грозном и потрясающем действе они обращают внимание на одну деталь — у ангелов, стоящих вокруг, есть знамена.
Это можно сравнить с тем, как царь решил назначить сына на пост своего заместителя и верховного судьи. На помпезной церемонии он дал ему царское кольцо и вручил список полномочий. В этот момент он спросил сына, нет ли у того какой-нибудь особой просьбы для такого случая, на что сын отвечает: «Есть одна просьба, милостивый отец мой. Я вижу у стоящих рядом солдат блестящие пуговицы на мундирах, дай и мне тоже такие…» Что сказали бы мы на такую просьбу? Приходится сделать вывод, что знамена были чем-то более важным и возвышенным. Это было не просто украшение.
Следует знать, что слово «ангел» (малах) означает посланника. Каждый ангел назначен над одним определенным делом. «Не выполняет один ангел двух задач». Есть управитель дождя, управитель огня, управитель града и т. д. Гавриэль назначен над силами, Рефаэль — над целительством. Существуют целые армии ангелов; над каждой травинкой назначен ангел, который говорит ей: «Расти». Есть отряд, поставленный присматривать за травами, есть — за деревьями. У каждого отряда свое призвание. А в самом отряде у каждого ангела имеется определенная функция и особая задача.
Народ Израиля видел это при даровании Торы, и в устах у него появилась просьба: «Владыка мира, мы сказали, что “выполним и услышим” всю Тору с ее заповедями, но мы не хотим быть просто скоплением народа, как стадо безымянное. Мы хотим, чтобы у каждого были различные функции, свое предназначение и уникальность».
Всевышний согласился и сделал евреям двойной подарок — знамена для каждого колена Израиля и пересчет по именам. Каждый еврей со своими отличительными особенностями был посчитан и отмечен по имени. При этом каждый отдельный человек является частью своего колена, а у него есть свое предназначение: царство достается Йеуде, священство — Леви, наставничество — Шимону, учительство — Иссахару, поддержание Торы — Звулуну. И только из всех вместе складывается народ Израиля.
Поэтому каждый еврей обязан соблюдать всю Тору и заповеди, но при этом у каждого свое особое назначение. Одному даны способности стать великим мудрецом, другому — талант влияния, чтобы воспитывать других, третьему — успех в коммерции, чтобы он мог подавать милостыню и делать добро, поддерживая учащихся. Каждый должен стоять под своим знаменем.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина