Темы: Ахарей мот, Оцарот
«И говорил Б-г Моше» (16:1). «И говорил Б-г Моше… и сказал Б-г Моше: говори своему брату Аарону, пусть не входит в любое время в святилище». Так начинается наша глава. Известно, что «говорить» (дибур) означает жесткость, а «сказать» (амира) — мягкость и спокойствие. Здесь мы видим сначала жесткую речь, обращенную к Моше, а потом мягкую, вслед за чем идет приказ жестко обратиться к Аарону по поводу обязанности проявлять осторожность и трепет перед святилищем.
Гаон раби Йосеф Месас из Тлемсена объяснил эти выражения в Писании при помощи рассказа из истории Австрийского королевства.
Эта была история о короле, у которого был тайный советник, стоявший во главе министров. Король советовался с ним по любому поводу и давал ему деликатные поручения и ответственные задания. А тот исполнял их к удовольстию короля и во имя укрепления его власти. Сын короля, будущий наследник престола, видел особую приближенность советника к королю и думал: «Это не приносит славы королеству, когда советник ведет себя словно приятель монарха, секретничает с ним и долго разговаривает». Хотя он и ценил советника за его мудрость и верность, за преданность и работу, все же считал, что королю следует заставить его бояться.
Впоследствии король умер и его наследник взошел на трон. Когда советник пришел и стал ожидать приказов, тот нагнал на него страх, отдал короткое распоряжение и сразу же намекнул ему, чтобы тот ушел с глаз долой. Советник пришел домой, но лицо его выдавало страх.
Жена спрашивает: «Что случилось, почему у тебя мрачный вид?»
Он ответил: «Новые времена настали, и новый король решил наводить страх. Он приказывает коротко, в сжатой форме и отсылает прочь. Ясно, что он ищет предлог, чтобы излить на меня свой гнев. Горе мне, если скажу, что не понял, и попрошу объяснений. Он ответит: таким ли должен быть мудрый советник, претендующий понимать все одно из другого? И горе мне, если поступлю по своему разумению — он скажет, что не это имел в виду, когда приказывал!»
Испугалась жена и позвала своего отца для совета. Тот выслушал и содрогнулся. Понял, что над его зятем сгущается беда, и несчастье стучится в двери дома его. Он умолк и погрузился в раздумья. Внезапно он встал. Его спросили: «Куда ты пойдешь?»
«Есть у меня друг еврей, мудрый, понимающий и очень проницательный. Он подскажет, что делать», — ответил тесть.
Советник и его жена удивились.
Тесть пошел к своему другу и рассказал ему о беде, приключившейся с его зятем. Тот выслушал и сказал: «Решение просто, и спасение гарантировано».
«И что же это?» — насторожился тесть.
«Все очень просто, — сказал мудрец, — пустите слух, будто королевский советник предстал перед новым королем, и тот запугал его, так что у него от страха дар речи отнялся, и он стал немым. Приглашайте врачей одного за другим и меня пригласите сделать для него амулет, но ничто не поможет. Королю придется оставить его, и жизнь его будет спасена».
«Твой совет великолепен, — сказал тесть, — но чего стоит жизнь, если он должен вечно оставаться немым?»
Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты ведь понимаешь, что король не останется без советника. Он назначит себе нового, а прежнего забудет. Тогда вы сможете сказать, что он исцелился и вернулся к обычному состоянию».
Подивился тесть мудреному совету и поспешил известить своего зятя. Они порадовались надежде, которая открылась им, и пустили слух, что советник короля онемел из-за сильного страха. Все знакомые пришли утешать его, а он давал им намеки жестами и глазами, плача и изображая большое горе. Привели врачей, знахарей и кудесников, но те устали его лечить. Король тоже пришел его навестить, увидел его страдание и поплакал вместе с ним. Спустя три дня, он назначил нового советника на место прежнего. Когда тот предстал перед ним, король снова навел на него ужасный страх и отдал приказание в сжатой форме. Советник испугался и вышел от короля, ничего не поняв. На следующий день король позвал его узнать, исполнено ли повеление.
«Нет, — сказал тот, — поскольку я не знаю, в чем оно состоит. Не понял я приказа короля».
«Разве это настоящий советник? — разозлился король, — да ты просто потешаешься надо мной! Уведите его и повесьте!»
Услышал об этом «онемевший» советник и понял, что задумка еврея спасла ему жизнь.
На следующий день король назначил другого советника. Тот предстал в страхе и трепете, а король вновь отдал краткое распоряжение. Новый советник знал, что сталось с прежними двумя, а потому поклонился и вымолвил: «Господин мой король, страх пред тобой ужасает меня, и я не понял твои слова, как следует. Прошу, прояви милосердие ко мне и повтори все спокойно и подробно. И позволь мне самому повторить дословно твой приказ, чтобы знать, что я все верно понял, и выполнить».
Разозлился король, и воспылал гнев его: «Я что по-твоему воспитатель в детском саду?! Коли ты безумец и невежда, как осмелился стать советником у короля? Посадить его в тюремную яму, а имущество конфисковать!»
Услышал об этом «немой» советник и послал щедрые подарки еврейскому мудрецу, спасшему его от смерти и от тюремного заключения.
На следующий день короля известили, что король Испании послал к нему представителя, обсудить государственные секреты. Посол этот был евреем. Австрийский король принял его с почестями и выслушал, пригласив после этого на трапезу.
Посол сказал: «Для меня честь сидеть за королевским столом, но в силу заповеди кошрута есть я могу только фрукты».
За трапезой король рассказал, что ищет подходящего помощника, ибо трое предыдущих его разочаровали. Испанский посол произнес: «Уже и до нашей страны дошли эти вести».
«И что говорят?» — поинтересовался король.
«Все в один голос говорят, что ты сам во всем виноват», — ответил посол.
Король встал со стула, глаза его испускали молнии: «Я виноват?! — вскричал он — с чего это?»
«Да, мой господин, — ответил посол спокойно, — да и твой гнев подтверждает это. Почему ты встал, почему злишься? Выслушай меня, король. Мудрецы говорят, что есть трое королей: лев среди хищных зверей, бык среди скота и орел среди птиц. Почему же Б-г не создал короля для человека — для высшего среди творений?»
Король удивился, задумался и посмотрел на посла: «Действительно, почему?»
Тот ответил: «Потому что каждый человек достоин быть королем, если у него есть способности».
«И что же это за способности?» — спросил король.
«Не увлекаться мирскими наслаждениями, любить своих министров и народ, почительно к ним относиться, дабы не взбунтовались. Но ваше величество следует ошибочным путем, и это приведет лишь к несчастью и беде. Ты пытаешься навести страх на придворных, требуешь от них понимать запутанные указания, выраженные одной краткой фразой. Даже простые приказы из-за страха становятся непонятными. Разве можешь ты изменить природу людей? Почему бы тебе не взять пример с Короля всего мира?»
«И как же ведет Себя Король мира?»
Посол ответил: «В Торе, которую Он дал нам, написано: “И говорил Всесильный слова эти, сказав…” Сначало было жесткое обращение, чтобы вселить в нас страх, а потом повторение с любовью и мягкостью, чтобы поняли и уразумели».
«Скажу еще кое-что, — добавил посол, — мудрость советника, служившего твоему отцу, удостоилась похвал во всех странах. Я слышал об этом и от своего короля, да и своими глазами все видел».
«Верно, — сказал король, — мой отец тоже хвалил его, но произошло несчастье: я запугал его, и у него отнялся дар речи».
«Думаю, — сказал посол, — что и это было частью его мудрости…»
Через короткое время прежний советник был возвращен и вновь стал служить при дворе короля.
Теперь мы поймем начало недельной главы. Двое сыновей Аарона проявили легкомыслие в отношении храма. Они вошли пьяными и без священных одежд и принесли «чуждый огонь». Поэтому Всевышний обратился к Моше жестко, чтобы вызвать страх, и приказал выражать трепет перед святилищем. Затем Он дал заповедь мягко и милосердно, но приказал обратиться к Аарону жестко, чтобы указать ему на строгость службы в храме и преумножить трепет (Майян а-Шавуа).
Рав Ефим Свирский
Заповеди для всего человечества.
Рав Берл Набутовский
Сколько заповедей для неевреев Моше получил на горе Синай?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Что делать нееврею?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
И был на всей земле один язык и слова одни
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Журнал «Мир Торы»
Из многих книг еврейских мудрецов известно, что ешивы существовали в мире с самых древних времен. Еще до рождения наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, до начала истории еврейского народа
Рав Бенцион Зильбер
Кто обязан плодиться и размножаться?
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Еженедельный раздел Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.
Рав Овадья Климовский
Как же можно без изучения Слова узнать волю Всевышнего?
Рав Ашер Кушнир