«Когда кто из вас захочет принести жертву Г-споду» (Ваикра 1:2). Когда Творец дал евреям заповедь о жертвоприношениях, народы мира обратились к колдуну Биламу: «Почему Б-г не дал эту заповедь нам?!» Колдун ответил: «Глупцы, Б-г дал эту заповедь народу, который принял Тору».
Казалось бы, ответ Билама, процитированный в мидраше, звучит странно. У неевреев есть семь заповедей потомков Ноаха. Почему Всевышний не мог расширить этот список, дав им заповедь приносить жертвоприношения?
Чтобы понять это, давайте разберем следующий пример. У человека имеется драгоценный кубок, который он получил по наследству. Этот кубок дорог ему как память, да и как произведение искусства.
Однажды жена по неосторожности разбивает драгоценный предмет. Что бы вы посоветовали сделать в таком случае, чтобы избежать конфликта в семье? Например, женщина может приготовить блюдо, которое муж любит, а во время еды ненавязчиво рассказать о произошедшем. Сытый и довольный супруг ее простит.
А теперь представим, что жена отдала бокал на хранение совершенно чужому человеку, и тот его разбил. В этом случае чужаку не поможет даже приглашение хозяина кубка в самый дорогой ресторан. За разбитую вещь придется уплатить полную ее стоимость.
Именно это и имеет в виду процитированный выше мидраш. Получение Торы — это заключение союза со Всевышним. Какими бы тяжелыми не были проступки народа Израиля, Творец по-прежнему дает евреям возможность умиротворить Себя благодаря жертвоприношениям. Однако другие народы, которые не приняли на себя обязанности Торы, лишены этой возможности. Им придется платить полную стоимость.
Пытливый читатель спросит — ну, хорошо, а почему же евреи так страдали на протяжении всей своей истории? Где же тут любовь отца к сыновьям?
Вот притча, которая приведена в книге «Аругат а-босем». У человека в шкафу висели два костюма, один будничный, а другой — праздничный, который был предназначен для субботы и торжественных дат. Об обычном костюме владелец не особенно заботился, а вот роскошный костюм постоянно стирал, сдувал с него пылинки, относил в химчистку. Как-то раз будничный костюм сказал соседу: «Смотри, как хозяин хорошо относится ко мне и плохо — к тебе! Меня он надевает, снимает и вешает в шкаф, а тебя подвергает сущим пыткам и избиениям».
Второй костюм ответил: «Ты неправ. Хозяин любит и ценит меня, а потому очищает от пыли и грязи. А вот тебя он не трогает, потому что ему совершенно не важно, как ты выглядишь».
Смысл этой притчи понятен. Поэтому в книге пророка Амоса сказано: «Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому и взыщу Я с вас за все грехи ваши».
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина