«И сказали волхвы фараону: перст Б-га это» (Ваэра 8:15). Как-то спросили у раввина Галинского, чем можно объяснить появление террористов-смертников. Ведь человеческая логика не в силах понять, как молодой человек добровольно надевает на себя пояс со взрывчаткой и отправляется на тот свет вместе с несколькими десятками жертв.
Пятьдесят лет тому назад, когда никаких террористов-смертников не было и в помине, раввин из Бриска заметил: «Многие думают, что арабы боятся смерти, и что их можно приструнить при помощи силовых методов. В Торе написано: И выступили эморийцы, жившие на горе той, против вас, и преследовали вас, как делают пчелы, и поражали вас на Сэире до Хормы» (Дварим 1:44). Раши поясняет, что пчела, которая кусает человека, моментально умирает. Эморейцы, которые преследовали народ Израиля, моментально умирали от ответных действий, но это не мешало им идти в атаку за атакой. А всё потому, что так было решено на Небесах. Эморейцы служили «ремнем, при помощи которого были наказаны евреи» (Зоар 3, 175:1).
Во время Второй мировой войны гитлеровская армия несла огромные потери на Восточном фронте. Несмотря на это, поезд с вооружением был задержан, чтобы пропустить вперед другой поезд, в котором везли евреев в концлагерь.
Объяснить это рационально невозможно. Армии нужны патроны и гранаты. Что случится, если «унтерменши» будут отправлены на верную смерть не сегодня, а завтра-послезавтра?! Ответ заключается в самом вопросе — действия гитлеровцев направлялись свыше. «Но что вы будете делать в день воздаяния и бедствия, которое придет издалека? К кому прибегнете за помощью и где оставите славу вашу? Лишь станете на колени как пленные, либо падете среди убитых. Но при всем этом не отвратится еще гнев Его, и рука Его еще будет простерта» (Йешаягу 10:3—4).
Поэтому не стоит удивляться, что террористы-камикадзе действуют подобно пчелам. Хафец-Хаим как-то процитировал рабби Ицеле из Воложина, который сказал: «В трактате “Сота” написано, что перед приходом Машиаха лицо поколения будет как морда собаки. Когда пса бьют палкой за провинность, он кусает палку, не понимая, что ей управляет рука хозяина. Мы должны помнить, что все неблагоприятные события, которые происходят с еврейским народом, — это наказание Свыше».
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина