«И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Г-спода» (Ваера 25:22). Мидраш задается вопросом, почему Ривка хотела узнать, что с ней происходит, при помощи пророчества. Ну, толкается ребенок, и толкается. Со всеми бывает.
Дело в том, что близнецы в утробе Ривки вели себя довольно необычно. Когда праматерь приближалась к синагоге, Яаков рвался наружу. А когда она проходила мимо языческого капища, наружу рвался Эсав. Поэтому ангел объяснил ей, что два народа во чреве ее, и большой будет служить младшему.
Ривка поняла, что младший сын — достойный продолжатель дела праотцев. Почему же она не рассказала об этом Ицхаку? Наши мудрецы поясняют: Ицхак тоже был пророком, но Всевышний не сообщил ему о том, что Яаков — праведник, а Эсав — совсем наоборот, злостный обманщик. Ривка же не хотела рассказывать о полученном ей пророчестве, чтобы не обидеть Ицхака («Я знаю то, чего не знаешь ты»).
Прошли годы, и истинная натура Эсава стала достоянием общественности. Сомнительные друзья, разврат, склонность к убийствам. При этом Эсав изображал из себя праведника и обращался к отцу с галахическими вопросами. Но Ривка по-прежнему не рассказывала мужу о том, что она знает об Эсаве больше, чем он.
У кого она научилась такой деликатности? У самого Творца. Когда Всевышний сообщил 90-летней женщине о том, что у нее родится сын, Сара засмеялась: «..После того, как я состарилась, будет у меня молодость? да и господин мой стар». Обратите внимание на то, что ответил Б-г: И сказал Г-сподь Аврааму: отчего это смеялась Сара, сказав: «неужели я действительно рожу, ведь я состарилась?» (Ваера 18:11—12) Всевышний подкорректировал реплику Сары — не «господин мой стар», а «я состарилась».
Муж должен с уважением относиться к жене, а жена — к мужу. «Человек должен любить жену как себя самого, а уважать — больше, чем себя самого» (Трактат Йевамот 62б), потому что женщины огорчаются сильнее, чем мужчины.
Будем взаимно вежливы!
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина