Темы: Недельная глава, Пинхас, Оцарот
«Пинхас, сын Элазара, сына Ааарона коэна» (25:10)
Раши комментирует: Поскольку колена издевались над ним, называя «сын Пути» (внуком Итро) за то, что его дед растил бычков для жертв идолопоклоннических, а он убил главу колена Израиля — поэтому пришла Тора и связала его с Аароном.
Что провозглашали колена?
Почему им было мало открыто сказанного из уст Всесильного, что Пинхас отвратил гнев Б-га своим поступком и ревностью. Разве не видели своими глазами, что только его действия прекратили мор, уже унесший жизни 24 000 человек?
Выходит, мало ревности, даже приводящей к благословенным последствиям. Ревность должна быть при этом совершенно чистой, лишенной и следа личной заинтересованности, корысти. Колена возгласили: знаете, почему вмешался Пинхас и поднял свое копье? В его жилах течет чужая кровь, у него чуждые нам чувства — это от деда, идолопоклонника.
Поэтому пришло Писание и пожалело его. Пришел Святой, благословен Он — «проверяющий почки и сердце» — и свидетельствовал, что все его чувства благородны, и родословная его от Аарона, любящего мир и стремящегося к миру, любящего людей и приближающего их к Торе.
Гаон раби Хаим из Бриска, зацаль, сказал об этом: как узнать, ведет ли деятель войну из-за гордости и испорченности? Приведут его ревность и пыл к благу или к разрушению? И красивым примером он дает нам способ отличия.
У мышей есть два врага, которые преследуют их до уничтожения: кошки и домохозяйка. Но есть между ними отличие. Домохозяйке мыши противны, она вся дрожит, когда их видит, и хотела бы, чтобы их вовсе не было. Жалеет, что она вынуждена с ними бороться. А кошка рада, что есть мыши, чтобы на них охотиться, и рада, когда их найдет, ей весело гнаться за ними, для нее счастье — поймать их.
Истинный канаут, настоящая ревность за Всевышнего — как у Пинхаса, и ее награда — шалом, потому что она стремится к шалому. Ее сердце болит, когда видит разврат вместо скромности в религиозных стенах, когда бразды правления семьей ослабевают и попираются святыни Израиля! Дай Б-г, чтобы вернулась возвышенность Израиля!
И это касается нас. Как болезненны слова мудрейшего из людей: «И не обращай внимания на то, что наговорят тебе…ибо знает сердце твое, что и ты других проклинал» (Коэлет 7:21).
Как сердились мы на того, кто сказал нам что-то не то и обвинял незаслуженно, и вышло злословие и клевета. Но праведен гнев только при одном условии: если мы сами полностью праведны в этом отношении, если неукоснительно следили за своим языком, никогда никого не обижали, не презирали, не унижали, не судили подозрительно и предвзято, бекаф хова…
И, собираясь сделать кому-то выговор «со всей справедливостью», остановитесь и честно подумайте. Вы собираетесь судить его только лешем шамаим, ради Небес, или хотите излить свой гнев, потому что несовершенны и нетерпеливы, потеряли присутствие духа, как бен пути — сын идолослужителя, и тогда у вас нет никакого права так поступать (Мааян ашавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина