«На чистый стол пред Г-сподом» (24:6). Слово הונאה (онаа) имеет два значения: обман и причинение моральных страданий. Откуда у евреев, отличительные признаки которых — стыдливость, милосердие и добродетельность, может быть такое поведение, как обман других людей и причинение им моральной боли? Не иначе как оно проникло к нам извне, и мы обязаны с негодованием отринуть такие поведенческие нормы.
Есть известный анекдот: «Абрам ворочается в постели и пол ночи никак не может уснуть. Сара спрашивает:
— Шо-то случилось, Абраша? Зачем не спишь?
— Таки я задолжал Мойше пятьсот рублей и не знаю, как вернуть ему долг.
Сара начинает тарабанить кулаком в стену:
— Мойша!!! Мойша!! Мойша!!!
Из-за стены раздается полусонный голос Мойши:
— Сара, шо-то случилось?
— Абрам должен тебе пятьсот рублей, таки он сказал, что он их не отдаст!
И поворачиваясь к Абраму:
— Все уже, спи Абраша, пускай теперь он не спит».
Героиня анекдота нарушила оба запрета: финансовый обман и причинение моральной боли. С этим все понятно, но часто люди оправдывают себя и причиняют другим боль, потому что считают, что у них «благие намерения» и они делают это для пользы самого же обижаемого. И именно на это содержится намек в нашей главе. Все храмовые сосуды Тора называет «чистыми»: «чистая лампада» (24:4), «чистый стол» (24:6). А жертвенник не называется «чистым жертвенником». Почему? Потому что его окропляют кровью. И хотя жертвоприношение — великая заповедь, тем не менее жертвенник Тора не называет «чистым».
Нечто подобное мы находим и относительно царя Давида. Всевышний сказал ему, что он не построит Храм, поскольку пролил много крови. И хотя все войны он вел только с разрешения мудрецов Торы и после того, как спросил Всевышнего через первосвященника. Но вместе с тем — кровопролитие остается кровопролитием.
Отсюда мы должны выучить урок: насколько нужно удаляться от обмана, мошенничества и причинения моральных страданий другим людям! Даже если нам кажется, что мы делаем это с благими намерениями. Ведь мы видим, что царь Давид не смог построить Храм… А уж тем более, когда намерения отнюдь не благие, а связаны с негативными качествами характера: завистливость, мстительность, сребролюбие…
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина