Темы: Марор, Песах, Седер Песах, Оцарот, Маца, Чтение для детей
Рабан Гамлиель говорит: пока не сказал эти три слова, не исполнил своей обязанности. И эти слова: Песах, маца и марор (горечь). И задавали вопрос наши мудрецы: подобало бы вначале вспомнить о рабстве, съесть марор, и только после этого мацу, которая напоминает об избавлении. Почему написанное предваряет мацу марору, «На маце марор, и так едят», вначале мы едим мацу, и только после нее — марор.
И как во всех заповедях святой Торы есть в этом идея и урок. Раб, в его бедности и мучениях, в низости положения привыкает к своему состоянию так, что совершенно не чувствует своей малости. Наоборот, иногда он доходит до состояния «и полюбил я моего хозяина», и совсем не хочет выходить на свободу, где он должен справляться с трудностями свободного мира. «Помнит он лук и чеснок, который ел в Египте бесплатно»… Если он стонет, то это из-за того, что работа слишком трудна, и он просит облегчить груз: «И застонали сыновья Исраэля из-за работы» — но не из-за рабства.
На что это похоже? История из жизни. Русский царь прибыл для осмотра в один военный лагерь. Организовали для него смотр, и царь прошел между двумя рядами казаков, а в руках у них обнаженный меч. Вдруг один из казаков опустил свой меч на голову царя. Чуть не рассек своего царя. С быстротой молнии ударил один из стоящих рядом по мечу и отклонил его в сторону. Спас царя от верной смерти. С чудесным самообладанием продолжил царь обход, и когда пришел в армейский штаб, распорядился убить покушавшегося на него и привести к нему своего спасителя.
«Царь обязан тебе жизнью, но он не любит оставаться должником, — сказал он. — Что ты просишь взамен».
«Многомилостивый царь, — ответил солдат, — командир базы наказывает меня без всякой причины и обязывает меня внеочередными дежурствами. Прикажи, пожалуйста, чтобы он относился ко мне милосердно».
«Будь уверен, что так я и сделаю», — сказал царь. Казак с чувством поблагодарил и вышел счастливый. А царь разочарованно пробормотал: «Какой глупец. Ведь он мог попросить, чтобы я назначил его командиром базы».
Но царь не прав. Он не мог попросить этого, так как взгляд солдата был взглядом рядового, которого гоняют взад и вперед, и все помыслы его лишь облегчить бремя.
Так было в рабстве с сыновьями Исраэля в Египте. «Не слушали Моше из-за нетерпения и тяжелой работы». И когда казни обрушились на Египет, даже после девяти казней, после того, как тяжелая работа была отменена и прекратилась в Рош а-шана, отказались большинство евреев изменить свое положение, отказались выйти из Египта, и четыре пятых из них умерли во время казни тьмой (Раши, Шмот, 13:18).
Поэтому понятно, почему отмечают Избавление едой мацы прежде, чем вспоминают горечь рабства съедением марора. Ибо только после того, как были избавлены, только после того, как испытали освобождение и свободу, только после этого поняли, каким горьким было рабство, в каком низком положении они были.
И как это верно относительно наших тел, так это верно и относительно нашего духовного положения. Святой гаон, автор книги «Диврей хаим», благословенна память праведника, рассказывал об одном раве, приехавшем в город и увидевшем, что многие там поражены пьянством. Люди проводили ночи в кабаках, валялись на улицах, и в подпитии возвращались домой. Рав постановил, чтобы ни один человек не пил ни одной капли горького питья. Каждый, нарушивший запрет, будет наказан со всей строгостью. Не прошло и дня, как первый пьяница появился на улице. Его схватили и привели к раву. «Что ты можешь сказать в свое оправдание», — спросил рав. «Хи, хи, — ухмыльнулся пьяница, — ничего, кроме вкуса напитка». Удивился рав: «Кто знает, может быть, его довод справедлив, может быть, невозможно устоять перед его вкусом». Распорядился рав, чтобы принесли ему рюмку, чтобы попробовать. Принесли ему, и он попробовал кончиком языка. Лицо его скривилось и позеленело. «Тьфу, — сказал он, — горькая, как полынь! Надо бы тебя наказать, но я не знаю наказания более горького, чем питье этого ужасного напитка!»
Так и в отношении грехов. Тот, кто погружен в них, полагает, что нет чудеснее того, чем валяться в грязи. Только когда будет вызволен и очистится, поймет, в каком зловонии он находился. Только после «Песах» и «маца» точно поймет, что такое «марор». (Мааян а-моед)
Обзор по теме: Что такое маца — еврейский хлеб?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина