Темы: Тазриа, Оцарот, Геула, Избавление
«Если язва проказы будет на человеке» (Тазриа, 13:9)
Известны слова рабейну Овадьи Сфорно, благословенна память праведника, что язвы появляются только чудесным образом, и поэтому неевреи не оскверняются язвами (Трактат «Негаим», 3:1). Когда народ Исраэля опустился со своей ступени, у него тоже исчезли язвы. И это не возвышение, а недостаток.
Пример, на что это похоже. На человека, у которого отравлена кровь. Когда яд стекается к гнойной ране, уродливой и мучительной, это означает, что человек находится в процессе выздоровления. Таким образом, он вылечивается от нарыва. Но если рана скрыта и гнездится в теле, она несравненно опаснее. Так и грехи злословия, из-за которых появляются язвы. Когда они появлялись снаружи и приводили к самоотчету и тшуве, к процессу духовного и физического выздоровления, это было чудесно. Ужасно, когда болезнь кроется внутри, и дух нечистоты гнездится в душе человека, по словам святой книги «Зоар». Как несчастен человек, и как ужасно его состояние. А теперь иди и смотри: в прошлом, когда хотело злое начало ввести человека в грех злословия, его предупреждали: злословие убивает троих: рассказывающего, слушающего, и того, о ком говорят. Только троих. Но сегодня, когда есть средства массовой информации, записанные и электронные, убивают в суете тысячи и десятки тысяч. Сколько добавляется грехов и сколько обвинителей, да смилуется Ашем.
Стоим мы и удивляемся: «почему не приходит сын Ишая», Машиах, почему задерживается Избавление? Но в мидраше есть на это ответ: Размышлял Моше: «За какой грех поработили Исраэль? Услышал он, как еврей говорит ему: “Убить ты меня хочешь, как убил египтянина”, и понял, что среди евреев распространенно злословие — как же они могут быть достойны Избавления?! Поэтому сказал: “Известно стало это дело, теперь я знаю, по какой причине они порабощены”.
Стоим мы и удивляемся: ведь Тора защищает и спасает, “устояли наши ноги в войне в заслугу ворот Иерушалаима, которые занимались Торой” (Трактат Макот, 10). А в нашем поколении так много Торы — залы ешив полны, дома учений заполнены учащимися, и то же — в колелях, и на уроках Торы. Почему же ухудшилось положение?!
И на это есть в мидраше ответ: “Нашли юношей во времена Давида, которые, пока не согрешили, умели толковать Тору сорока девятью способами нечистоты и сорока девятью способами нечистоты. А после этой похвалы вышли на войну и пали? И все это из-за того, что разносили сплетни и были увлечены потоком злословия” (Мидраш «Ваикра раба, 26:2).
Это ужасно! Ужасно, что может сделать злословие, а наше поколение настолько в него погружено, что оно стало почти разрешенным. И на что нам надеяться, чего ожидать? Сможем ли мы закрыть рот дикторам, предотвратить распространение газет, остановить поток сплетен и потоп пустословия?
Однако известно из мидраша, что в заслугу одного объединения, члены которого буду вести себя в соответствии с законом, соберутся все евреи из изгнания, и Святой, благословен Он, стоит и ждет этого объединения. Счастливы те, кто объединяется для соблюдения законов речи и удаляется от потока сплетен средств массовой информации всяких видов. Они спасают себя от множества грехов, живут в чистой атмосфере и удостаиваются того, что в их заслугу придет Избавление! (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина