Темы: Геином, Рош Ашана, Оцарот, Небесный суд
В своем выступлении рассказал раби Швадрон следующее: в одной из книг, вышедшей в Иерушалаиме, дети автора приводят историю из жизни своего отце.
Отец их был богобоязненным человеком. В своем городе он был резником. Однажды утром он, встревоженный и взволнованный, рассказал он им свой ужасный сон: мне снилось, что жизнь моя кончилась, и я пришел на Небесный Суд. Предстал передо мной ангел с претензией, что он создан его грехом. И какой грех? Накануне святой субботы, когда я был занят подготовкой к ней, пришла ко мне одна вдова просьбой: «Я еще не варила, только сейчас мне удалось достать курицу для субботы. Пожалуйста, зарежь ее».
Я ответил, что время работы кончилось, сейчас я тружусь для субботы, и даже не ходил еще в микву и т.п. Поэтому не могу зарезать ее сейчас.
И вот, я вижу во сне, что от этого греха создан ангел сурового суда. И он требует, чтобы меня наказали.
Суд постановил: стирка и очистка в Геиноме в течение тридцати дней, или возвращение в этот мир для исправления греха. Я попросил Геином, чтобы не возвращаться в этот мир. Меня повели в Геином, и чем больше я туда приближался, тем больше чувствовал ужасный жар, и не мог стоять там. Я стал умолять возвратить меня в Суд, чтобы выбрать вторую возможность.
Во сне я умолял ангела. Ангел отказал мне.
Я снова стал умолять его, пока он не согласился вернуть меня в Суд.
Я сказал в Суде, что выбираю возвращение в этот мир. Судьи согласились, но вышло указание наказать ангела. Почему? Потому что не выполнил свое задание, как подобает, и вернул меня без приказа. Его наказали огненной палкой — пульса де нура. Я содрогнулся от этого наказания, и от страха проснулся.
Таким был сон.
Отец был взволнован. Он сразу же сел проверять, был ли в его жизни такой случай, но не мог найти за собой ничего подобного. В конце концов, он пришел к выводу, что всегда относился подобающе к просьбам людей, тем более, к вдовам. Он пошел к раву города, и рав, выслушав его, успокоил: «Если в самом деле не случалось такого, чего тебе волноваться?»
Поскольку он на этом не успокоился, то стал ходить к мудрецам и праведникам. Все сказали ему, что если он не помнит такого, то можно сказать, что он видел не реальный сон.
По прошествии времени он понемногу успокоился, и сон стал забываться.
Прошло много лет, примерно двадцать, и сон совершенно забылся.
Однажды, в канун субботы, шел он, как обычно, в микву, и по дороге встретил вдову с курицей в руке. Она попросила: «У меня нет курицы к субботе, пожалуйста, зарежь мне эту курицу».
Ответил он ей: «Я закончил работу еще рано утром, сейчас у меня совсем нет времени» и пошел дальше с сумкой в руках — окунаться в микву в честь субботы.
Он возвратился из миквы и сделал другие домашние дела. Приближалась суббота. Он пошел в синагогу, чтобы прочитать «Песнь песней» и встретить субботу.
Он помолился вечернюю молитву, вернулся домой, спел «Мир вам, ангелы служения» и сел за стол. Вдруг…
Вдруг он с криком вскочил с места: «Ой, ой!» Он вспомнил сон. Страх охвативший его, был ужасен. Ага! Он застонал и упал без сознания. Его привели в чувство.
Он собрался силами и попросил своих домашних: «Поторопитесь послать вдове такой-то поднос с рыбой и поднос с мясом, насколько позволяют наши возможности». А за ними пошел он сам, чтобы умиротворить вдову.
Вдова простила его от всего сердца и ела блюда, посланные ей.
Он успокоился. Возвратился домой, сделал кидуш на вино громко и взволнованно: «День шестой. И завершены были небо и земля». Слезы радости и святости субботы перемешались и упали в бокал с вином. После этого он поел от субботней трапезы, с радостью произнес благословение после трапезы и пошел спать.
Наутро он не проснулся. Вернул душу Творцу, исправив свои дела.
На похоронах, на исходе субботы, среди провожавших его прошел слух обо всей этой истории. И в книге, которая вышла для возвышения его души, согласились его сыновья рассказать об этом деле.
Мы должны знать, что есть суд и есть Судья. Ни одно дело не пропадает, и каждое дело приведет Ашем на Суд, хорошее оно, или плохое. Б-га бойся, и заповеди Его соблюдай, ибо это весь человек.
И пусть мы все удостоимся доброй записи и подписи. Амен. (Леагид — Хумаш амагидим)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина