«Сошли быстро с пути, который заповедал им» (Ки тиса, 32:8)
Кроме гнева за ужасный грех, было особое негодования за то, что быстро свернули с пути. Поэтому мы должны также удивляться самим себе: как может человек, раскаявшийся в грехе, обдумавший свои поступки, сразу же снова повторить грех.
Это понятно из следующей притчи.
Торговец нанял извозчика, чтобы привез его в город на своей повозке. Торговец пообедал и, сытый, заснул в дороге. Но извозчик тоже поел перед выездом, и тоже заснул. Тем временем, лошадь, увидев у дороги сочную травку, свернула туда. Колеса повозки заскользили на спуске, и телега перевернулась.
Проснулись торговец и извозчик от ударов. Закричал торговец: «Ой-ой-ой, почему не усмотрел за лошадью, наверное, ты заснул»…
Стал оправдываться извозчик: «Это так, но я полагался на лошадь… Я знаю ее, она скотина разумная, а, кроме того, целых пять километров я бодрствовал, и она не сворачивала с дороги»…
Отругал его торговец: » Разве можно сказать о скотине, что она разумная, ведь только она увидит свежую траву, свернет туда. Целых пять километров ты держал вожжи, и она не сворачивала, но через пять километров ты заснул, и она почувствовала, что вожжи выпущены»…
Мораль: Писал рав, автор книги «Сефер мицвот гадоль» в предисловии, что после того, как сотворил Ашем ангелов, духовных и разумных, а затем животных, следующих за своими страстями, сотворил Он человека, составленного из двух частей: духовного разума и материального тела. Все время, пока разум держит вожжи, человек преуспевает. И сказано (Берешит раба, 34:10), что у праведников сердце в их власти. Но в тот момент, когда извозчик засыпает, падает лошадь в яму. И об этом сказано: «человека и скотину спасает Ашем (Теилим, 36:7). И объясняли это (Трактат Хулин, 5): здесь говорится о людях, не имеющих знаний, и ведущих себя, как скотина. А люди умные знают в сердце своем, что есть в них животная часть, и не выпускают вожжи из рук, и Святой, благословен Он, помогает им в этом. Но тот, кто думает, что животное разумно и засыпает, пусть не удивляется, когда увидит вдруг, что он сброшен на землю… (Хафец Хаим ахадаш, Шем олам)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина