Темы: Воспитание детей, Дети, Ита Минкин
Здравствуйте. Я недавно посмотрела фильм про детей-маугли. Это дети, которые в силу обстоятельств выросли не в семье, а воспитывались животными. Психологи утверждают, что если до 6 лет человека будут растить звери, он уже никогда не сможет стать человеком, говорить, понимать речь и обладать разумом человека. Как иудаизм объясняет это явление и что есть человек? Чем обусловлено то, что после шести лет эти дети не поддаются социализации? Ведь всем явлениям есть духовная причина и корень. Спасибо за ответ. В.
Уважаемая В.,
Вы правы всему есть духовная причина и корень, и, конечно же, становление разума человека зависит от духовных составляющих. Один из ведущих мыслителей иудаизма нашего поколения рав Шломо Вольбе (зацаль) в своей книге, посвященной вопросам воспитания, Зрия у-виньян бэ-хинух (примерный перевод «Взращивание и строительство в воспитании») обращает внимание читателей на тот факт, что новорожденный человек намного более беззащитен и неприспособлен к самостоятельной жизни, чем большинство новорожденных животных. Новорожденному человеку требуется, по крайней мере, год или два, чтобы в «функционировании» приблизиться к уровню молодых животных. Животные достигают такого уровня за считанные дни или недели: многие из них могут стоять уже через несколько часов после рождения, искать, где молоко у матери, и т.д. А переворачиваться, пятиться при опасности — через незначительное время. В чем причина? Почему человек, самый развитый «из всех животных», достигает самостоятельности позднее всех? И даже через пять, десять и т.д. лет все еще нуждается в помощи взрослых во многих жизненно важных функциях, чего никогда не встретишь у животных?
Объяснение следующее, и оно одновременно является ответом и на Ваш вопрос.
Человек изначально задуман и сотворен Творцом как существо социальное, приспособленное именно для жизни в обществе других людей. Поэтому сама беременность — физическое развитие плода — это только «первая половина беременности». Вторая половина — это жизнь в «чреве» семьи, где младенец приобретает социальные навыки жизни среди людей. Так же, как кровь матери, насыщенная кислородом и питательными веществами, питает плод в период физиологической беременности, так улыбка, разговор, объятия матери и т.д. — это пища для его души, для становления его ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО разума. Жизнь в семье — это «вторая половина беременности».
Дети, которые в первые годы жизни не получили тепло и заботу родителей, — не получили достаточных условий для социального «внутриутробного развития». Этим объясняется полная неспособность ребенка к самостоятельности в первые годы жизни. Для этого семья, сначала мама и папа, а затем и другие члены семьи постоянной заботой, лаской и общением обеспечивают нормальную жизнь во втором «чреве».
Поэтому мы видим: дети, вскормленные животными, хоть и получали физическую пищу, необходимую для выживания, духовной пищи не получили. Произошло как бы «прерывание беременности», что обусловило их полную неприспособленность к социальной жизни, жизни разума, жизни среди людей.
Человек есть не только физиологическое тело. Или, точнее, так: наряду с физическим телом у человека есть «тело» духовное, которое так же состоит из духовных «органов». Развитие духовного тела зависит от многих переменных, в частности: насколько духовной жизнью живет человек, сколько «витаминов» получают его духовные органы, насколько он бережно относится к тому, чтобы не загрязнить и не поранить свой духовный организм. Известно, например, что молитва — это пища для духовного «тела», а грудное вскармливание в младенчестве является одним из главных факторов, развивающих это «тело». (Т.е. молоко матери обеспечивает не только физическое питание).
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина