Темы: Муж и Жена, Роли супругов, Уважение, Мирьям Климовская
Шалом, уважаемая Мирьям Климовская. Я иногда читаю ваши ответы. Например, ваш ответ по поводу мужа, который не слышит. И вы пишете, что он — как монарх, который не должен слушать и выполнять просьбы жены. Так зачем он такой вообще нужен? Никто не будет общаться с человеком, который не реагирует на просьбы, и отношение к нему будет соответственное. И вообще история показывает, что монарх, который был слишком уж абсолютным, — или он был убит, или сделал много того, что не надо делать. Власть развращает, и у евреев абсолютную власть имеет только Всевышний. И возможно, что ваши и подобные консультации приводят к проблемам и разводам. Надеюсь, что вы это прочтете. Н.
Уважаемая Н.!
Я понимаю Вашу точку зрения и, пользуясь случаем, хочу еще раз прояснить еврейский традиционный взгляд на семью и на человеческие отношения в целом.
Во-первых, еще раз подчеркну: в еврейской семье муж — глава. Более того, обязанности замужней женщины по отношению к мужу отодвигают для нее на второй план даже такую важнейшую заповедь (одну из 10 заповедей, полученных на горе Синай!), как почитание родителей. Это придумала не я, это — Галаха (Закон)! И это значит, в частности, что если между супругами возникли разногласия, приоритет отдается мнению мужа (естественно, если оно не противоречит Закону, поскольку, как Вы совершенно правильно написали, абсолютную власть у евреев имеет только Всевышний; в случаях сомнения принято обращаться к раввину и подчиняться его решению). Такая иерархия не приводит к проблемам, а, наоборот, позволяет решить 90% конфликтов мирным путем, и в семье сохраняется гармония.
А второе, и на это хочется обратить особое внимание: я не писала, что МУЖ должен чувствовать себя царем! Вопрос задавала ЖЕНА, и ответ был предназначен ей: в чем состоят ее обязанности по отношению к мужу. А если бы спрашивал муж, то он получил бы ответ о своих обязанностях. О них в Письменной и Устной Торе тоже сказано немало. Наиболее известным, пожалуй, является неоднократно приводимое в Талмуде высказывание, что муж должен любить жену, как самого себя, а уважать — больше, чем себя. А уважение к человеку означает также, что к нему прислушиваются и выполняют его просьбы. Если так, то почему же я не написала жене, какого отношения она может требовать от мужа? По одной простой причине: это никак не приблизит ее к настоящей цели — семейному счастью.
Возможно, повторюсь, но считаю это очень важным, можно сказать, основным принципом всех межчеловеческих отношений в соответствии с Торой: в Торе не «прописаны» права человека! Там есть только обязанности! В отличие от всевозможных конституций, которые пестрят словами «право каждого гражданина» и т.п. Но: права одного человека естественным образом вытекают из обязанностей другого. Возьмем, для примера, обязанность работодателя платить работнику вовремя. Из этого следует право работника получать свою плату вовремя. А теперь подумаем: в каком коллективе нам бы хотелось работать? Там, где все — и начальники, и подчиненные — стараются добросовестно выполнять СВОИ обязанности, или там, где все скрупулезно следят за тем, чтобы ДРУГИЕ выполняли свои обязанности по отношению к ним? Понятно, что в последнем случае нас ждет постоянная борьба за свои права и взаимные обвинения. Из того, что Тора почти не пишет о правах человека, мы можем сделать вывод: путь к процветанию лежит через выполнение каждым своих обязанностей, а не через «качание прав».
Этот универсальный принцип человеческих взаимоотношений еще в большей мере касается брака. Да, есть права и обязанности у мужа, есть они и у жены. Но чтобы стать по-настоящему одним целым, каждому из них следует перестать думать об обязанностях другого и полностью сосредоточиться на выполнении своих. И даже если один из супругов пока далек от идеала, второму следует твердо придерживаться этого принципа. Повышенное внимание к своим правам приводит только к конфликтам, ссорам и отчуждению!
А если все-таки отношения запутались, в них трудно разобраться самостоятельно, — стоит обратиться к раввину или консультанту. Патологические случаи мы здесь не рассматриваем — ими, наряду с профессиональными консультантами (лично, а не по переписке!), должны заниматься также психологи, а иногда даже психиатры. Но, повторюсь, таких случаев мало.
Надеюсь, что как-то помогла Вам разобраться в причинах моего «призыва к самодержавию». Желаю Вам семейного счастья и успехов в личной жизни!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина