Темы: Любовь, Муж и Жена, Лея Трахтенберг
Шалом! Выходя замуж или женившись, муж и жена должны сильно любить друг друга, искать мира и служить Творцу. Вопрос: как понять ту грань, чтобы муж (жена) не стали предметом идолопоклонства? Т.е., любя друг друга, оставлять Ашема на первом месте в сердце. Или как любить мужа (жену), и как любить Творца? И как понять, если сердце более с мужем, чем с Творцом? Помогите, пожалуйста, разобраться! Благодарю за ответ! Н.
Уважаемая Н.,
Как определить границу между чувствами к Всевышнему и чувствами между мужем и женой?
Что такое любовь? Никто не мог и не сможет дать чёткого определения, удовлетворяющего всех. В любом случае это уникальный потенциал эмоций и чувств, направленных на объект любви, который у каждого индивидуален. Цель любящего — обеспечить счастье, благополучие, удовлетворённость любимого, помочь ему достичь его целей, добиться успеха. Любовь — альтруистическое чувство, при котором интересы и потребности любимого находятся у любящего на первом месте, а «вложения» в любимого, удовлетворение его доставляет больше радости и удовлетворения, чем «прибыль» от этих «вложений»…
Любовь, не зависящая от каких-либо обстоятельств («отдачи», красоты, устроенности в жизни, талантов объекта и т.д.), называется истинной любовью. И примером её служит любовь еврейского народа к Всевышнему… Любовь на иврите ahава — от hав — «отдавать». Поэтому, читая Шма утром и ночью (главная заповедь еврея), мы признаёмся в любви к Всевышнему: «Вэ-аhавта… — Люби… Б-га твоего всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем достоянием своим…». Любовь к Всевышнему требует от нас, прежде всего, духовной отдачи, и эта часть еврейского сердца никогда не может быть занята никакими «объектами», «субъектами», пристрастиями.
Чувство любящего еврея таково, что все «обиды», которые могли бы вызвать злость, неудовлетворённость и т.д., осознаются им как то, что приходит от Любимого для блага любящего (а-коль лэ-това — «Всё к лучшему»), даже когда невозможно понять смысл происходящего.
Иначе обстоит дело в отношениях с людьми: мы ответственны и контролируем ситуацию и отношения, разбираемся в них…
При любви между мужчиной и женщиной есть динамика в отношениях (я бы сказала — «термодинамика»): смена периодов близости и охлаждения, отграничение собственного пространства — в целях «самосохранения».
А когда речь идёт о любви к Всевышнему, мы говорим о полном слиянии еврейской души со своим Создателем.
Любовь между мужчиной и женщиной подкрепляется союзом физическим, а не только духовным. Любовь между людьми может закончиться и вновь расцвести с появлением нового объекта.
Если пара работает над совершенствованием и обновлением своих отношений, любовь крепнет и постоянно наполняется новым значением. Любые отношения требуют постоянной работы. Наши молитвы Всевышнему (восхваление, благодарность, личные просьбы) наполняют каждый день еврейской жизни, в горе и радости, новыми оттенками любви к Тому, кто Эмет — Истина, в Кого мы верим — Эмуна.
Если мы сможем перенести это на отношения с мужем/женой и будем так же усердно работать над их совершенствованием — успех в браке обеспечен. И брак будет озарён светом присутствия Всевышнего, «Дополняющего» союз…
С уважением, Лея Трахтенберг
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина