Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Беременность, Роды, Второй брак, Забота о себе, Материнство
Добрый день! Меня очень интересует вот такой вопрос, сама я совершенно не понимаю, что делать... Небольшая предыстория: и я, и мой муж — евреи, но росли оба не в религиозных семьях, поэтому наши знания, скорее, поверхностны. Потому заранее прошу прощения, если напишу что-то не то...
Мы находимся в отношениях уже около четырех лет, у мужа есть двое деток от прошлых двух браков. Говорит, что больше детей не хочет, не готов и хотел бы пожить для себя. У меня никогда детей не было, мне уже 34 года, и я не понимаю: что мне делать? Ждать его положительного решения или что?
Что говорят на эту тему святые книги? Как вести себя в такой ситуации еврейской женщине? Огромное спасибо за ответ. N.
Уважаемая N.,
Из письма непонятно, испытываете ли Вы естественное желание иметь детей или же рассматриваете это как некий религиозный долг, который обязателен (или необязателен) к исполнению.
Если, как я предполагаю, речь идет о первом, то есть в 34 года Вы хотите стать матерью, то думаю, Вам придется объяснить мужу, что его «жизнь для себя» — она во многом за Ваш счет. И Вы можете подождать годик или даже два, но дальше женские часы начинают бить, и, если Вы хотите беременеть и рожать без серьезного медицинского вмешательства, то с фактором возраста придется считаться.
Если же муж ВООБЩЕ не готов к рождению детей, так как они действительно требуют много внимания, расходов и сил, то подумайте, является ли он для Вас подходящим партнером.
Я думаю, что, если Ваше желание иметь ребенка сильное и настоящее, то Вы сможете донести его до мужа, если он Вас искренне любит.
Если же причина вторая, то есть, Вы задаетесь вопросом, является ли рождение ребенка Вашим религиозным долгом, то, по еврейскому Закону, «плодиться и размножаться» — это заповедь для мужчин, а не для женщин. Довод, который приводится: Тора не может обязать человека делать то, что ему принесет боль и страдания.
Но, тем не менее, обычно именно женский материнский инстинкт срабатывает гораздо сильнее, чем заповедь для мужчин, которые делают первые шаги в иудаизме. Если у Вашего мужа есть сын и дочь, то, теоретически, он эту заповедь выполнил. Есть еще заповедь увеличивать население мира, но она не настолько обязывающая.
Но, опять-таки, сильно сомневаюсь, что можно прийти к человеку, который детей не хочет, с доводом: «А как же выполнение заповеди плодиться и размножаться?». Что касается практической стороны брака, то в моих глазах, безусловно, любимый ребенок укрепляет отношения между мужчиной и женщиной. Но нельзя навязывать решения в этой области друг другу силой, а надо постараться понять потребности каждого и посмотреть, как мы их можем удовлетворить.
Желаю Вам, с Б-жьей помощью, семейного и материнского счастья.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина