Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Суббота, Кидуш, Реувен Пятигорский
В Торе написано (Шмот 20:8): «Вспоминай субботний день, чтобы
освящать его». Наши мудрецы сказали: «Вспоминать его надо над бокалом вина». В начале субботы мы исполняем эту заповедь, произнося Кидуш, в конце субботы — произнося молитву Авдала.
Кидуш говорят над полным бокалом кашерного еврейского вина или виноградного сока (тоже кашерного), который держат в руках. Если вина нет, или оно не подходит человеку, например, по медицинским
соображениям, то Кидуш произносят над субботними халами, положив на
них руки.
Чистый бокал, в который наливают вино, должен быть целым, без
ущерба, объемом — по одному мнению, не меньше 86 кубических
сантиметров, по мнению Хазон-Иша — не менее 150.
Кидуш произносят стоя. Остальные тоже стоят, по крайней мере при первых словах. Тот, кто произносит Кидуш, говорит громко и четко, имея в виду, что читает для всех присутствующих.
Текст Кидуша состоит из двух частей. Первая свидетельствует, что мир сотворен Всевышним; в ней прямо упоминается Творение. Вторая часть напоминает нам об Исходе евреев из Египта. После каждого благословения присутствующие произносят «амен».
После чтения Кидуша тот, кто его произнес, пьет вино из бокала, затем угощает остальных. Надо выпить не меньше половины минимального объема бокала (по мнению Хазон-Иша — 75 куб.см., по другому мнению 43).
Пока Кидуш произносится над вином, халы лежат на столе, накрытые специальной салфеткой. Если Кидуш говорят на халы, то перед этим надо омыть руки, как перед трапезой, и в тексте Кидуша вместо Боре При Агафен сказать Амоци Лехем мин-Аарец.
После наступления субботы запрещено есть до Кидуша.
Талмуд считает, что иметь вино на Кидуш — большая заслуга. Известен случай, когда знаменитый учитель, рав Уна, был вынужден заложить свой пояс, чтобы купить вино на субботний Кидуш (см. трактат Мегила 27).
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Поскольку в Российской империи проживало около половины всех евреев мира и среди русскоговорящих евреев есть огромное разнообразие фамилий, (большинство из которых — еврейского происхождения), надо уточнить, что наличие у человека еврейской фамилии не является прямым доказательством еврейства.
Надо также отметить, что существует много фамилий, носители которых являются и евреями, и неевреями. В этом кратком обзоре мы попытаемся рассказать лишь об основных видах еврейских фамилий русскоязычных евреев.
Читать дальше
Редакция Толдот
Мирьям Климовская
Фамилия Гитлер произошла от ласкательной формы Гитля или Гитле идишского женского имени Гита, которое означает
Фамилия Герман образована от немецкого мужского имени Герман (Hermann). Так часто называли немецких евреев, на
Рав Гедалия Шестак
Рав Яков Шуб
Он с мамой давно в разводе...
Фамилия Абрамов произошла от еврейского мужского имени Авраам (Абрам по-русски). Окончание — ов обозначает при
Фамилия Юдин происходит от названия деревни Юдино или от еврейского мужского имени Йеуда. По русски имя Йеуд
Рав Бенцион Зильбер
К какому колену принадлежит мой род?
Фамилию Чесаков носят как евреи, так и неевреи. У евреев она произошла от белорусского еврейского мальчика, н
Фамилия Мальцев произошла или от названия деревни Мальцы, или от слова «малый», или от идишского с
Вероятно, что фамилия Ярош произошла от ивритского слова йореш, которое означает наследник. Очевидно, предок