Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Благословения на еду, Реувен Пятигорский
Есть два вида благословений, которые мы произносим, перед тем как съесть плод фруктового дерева, ягоду, овощ или корнеплод.
Первое благословение — для фруктов, ягод и орехов, выросших на ветвях, которые плодоносят по несколько лет. Все они называются «плодами дерева». Все остальное — «плодами земли» (кроме грибов!).
Вот перевод первого благословения: «Благословен Ты, Всевышний, наш Б-г, Царь мира, Создатель плода дерева».
Перевод второго благословения: «Благословен Ты, Всевышний, наш Б-г, Царь мира, Создатель плода земли».
Все эти благословения произносятся тем, кто собирается есть фрукты и овощи не в трапезе с хлебом.
Надо знать, что многие южные (для российского еврея) плоды — бананы, ананас, папая — относятся к «плодам земли». Сладкие кактусы — к «плодам дерева».
Тот, кто ошибся и вместо благословения на «плод дерева» произнес благословение на «плод земли», считается выполнившим заповедь. Если не известно, к какому виду растений относится плод, который собираются есть, то произносят благословение на «плод земли», поскольку в конечном счете все виды растений получают питание из почвы.
В случае грибов, а также любых видов овощей, которые выросли в горшках или гидропонических ящиках без отверстий снизу, произносят благословение, годное для любых видов пищи, кроме хлеба, блюд, сделанных из некоторых видов злаков (мы о них еще поговорим), а также виноградного сока и вина. Это благословение заканчивается словами «по слову Которого возникло все».
Если едят плод, который не употребляется людьми (например, он еще не созрел), то перед ним не произносят благословения.
Когда собираются есть вареный, тушеный или жареный лук, то говорят «по слову Которого». Над фруктами, сваренными в компоте, произносят «Создавший плод дерева». Но если фрукты, разварившись, утратили форму, то тот, кто произнес «по слову Которого», тоже выполнил заповедь.
Печатается по материалам газеты «Исток»
Читайте также: тема Благословение
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти