Темы: Благословения на еду, Талмуд, Браха Губерман, Рав Шломо Залман Ойербах
В трактате "Хулин" Вавилонского Талмуда, лист 15, страница 1, говорится:
-- Был тана (еврейские мудрецы, называемые Таноим, записали устную Тору), который учил в присутствии Рава еврейский закон: "Человек, который по ошибке сварил еду в субботу (либо забыл, что сегодня суббота; либо забыл, что нельзя варить в субботу), в субботу же может съесть эту еду. Но если человек сварил еду, сознательно нарушая субботу, то нельзя ему ее есть.
Рав заставил тану замолчать, чтобы он не сообщал другим ученикам такой закон.
В Геморе задается вопрос:
-- В чем дело?! Почему Рав заставил тану замолчать? Допустим, Рав придерживается мнения раби Еуды, который считает: "Тот, кто сварил в субботу нечаянно, нельзя ему есть". А тана придерживался мнения раби Меира, который считает: "Сваривший в субботу нечаянно может это есть" … Разве по этой причине он может заставить его замолчать?! Разве нельзя другому человеку иметь мнение, отличное от твоего?!
Этот отрывок из Геморы -- одна из основ еврейской жизни в области отношений между талмидей хахамим (учеными Торы). Он очень важен и говорит о том, как нужно вести себя, когда кто-то поступает в соответствии с другим обычаем или в соответствии с постановлением своего раввина, не совпадающим с алахическим решением, которому следуешь ты. Тосафот в нескольких местах Талмуда упоминают этот отрывок, чтобы объяснить: если другой еврей принял постановление раввина, отличное от того, которого придерживаешься ты, тебе запрещено говорить ему, чтобы он вел себя иначе. (Об этом сказано в трактате "Шабат"…., "Бава Кама"…., "Санэдрин"….)
Так поступали самые великие мудрецы и праведники еврейского народа. Даже когда их алахическое мнение было прямо противоположно решению другого раввина, они не считали его единственно правильным.
Великий знаток еврейского закона рав Шломо Залман Оэрбах, благословенна память праведника, в своей книге вопросов и ответов "Минхас Шломо" пишет:
-- Тот, кто хочет есть шоколад, должен говорить благословение "…боре при а-эц" (… сотворивший плод дерева), а не "…ше-а-коль нийе бидваро" (по слову которого существует все), так как шоколад делают из какао, а какао получают из плода какао, который растет на дереве.
Однажды, когда рав Шломо Залман, благословенна память праведника, угощал своих внуков шоколадом, один из них спросил у дедушки:
-- Какое благословение нужно сказать, перед тем как съесть шоколад?
-- Почему ты спрашиваешь? - удивился дедушка.
Мальчик сказал:
-- Я спрашиваю, так как ты пишешь в своей книге, что, перед тем как съесть шоколад, нужно говорить благословение "…боре при а-эц".
Рав Шломо Залман сказал ему:
-- Иди и спроси у бабушки.
Когда внук вернулся к дедушке, он сообщил, что бабушка велела говорить благословение "… ше-а-коль …".
Сказал рав Шломо Залман:
-- Ну, тогда скажи "…ше-а-коль…".
"… ше-а-коль нийе бидваро"
Эта история демонстрирует истинное величие мудреца Торы. Рав Оэрбах, тщательно изучивший законы благословений, установил, что перед тем как съесть шоколад, нужно сказать именно благословение "…боре при а-эц", а не "…ше-а-коль…". Но бабушка велит внуку говорить благословение "…ше-а-коль…", и рав Оэрбах рекомендует мальчику поступать так, как сказала бабушка. Рав Шломо Залман знал, что большинство евреев придерживаются закона, в соответствии с которым на шоколад нужно говорить благословение "…ше-а-коль…", и его жена делает так.
Эта история говорит больше, чем тысячи слов. И если прочитавшие ее смогут поступать подобно раву Оэрбаху, еврейский мир будет выглядеть по-другому.
"Мир Торы"
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти