Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Тазриа, Болезни, Проказа, Нахум Пурер
После законов ритуальной нечистоты, вызванной контактом с трупами животных, Тора объясняет аналогичные понятия, относящиеся к «нечистоте» людей. Первая тема — процесс очищения роженицы. Ей велено принести жертвы в Храм через определенное число дней после родов.
Затем рассматриваются кожные поражения цараат, сходные по внешним признакам с обычной проказой. Этот сверхъестественный недуг поражал людей, их одежду и дома в наказание за моральные прегрешения. При появлении первых изменений на коже коэн определял, идет ли речь о цараат или о дерматологическом заболевании. Коэн изолировал пострадавшего на одну неделю. Если признаки болезни не менялись, карантин продлевался еще на неделю, после чего коэн определял статус человека: «чист» или «нечист». Человек с подтвержденным диагнозом цараат должен был распороть свои одежды, отрастить волосы и предостерегающе кричать: «Нечист, нечист!» Ему запрещалось поддерживать нормальные отношения с людьми. Далее подробно описывается явление цараат на одежде.
Что такое счастье? Каждый ответит по-своему в зависимости от своего отношения к жизни. Стакан с водой можно видеть наполовину пустым или наполовину полным. Все зависит от угла зрения, от того, как мы пользуемся своими глазами.
В сегодняшнем разделе подробно описывается духовная болезнь цараат. Одна из ее причин — узость зрения, непонимание подоплеки событий и явлений. Когда человек смотрит правильно на мир, он понимает, что в нем нет ничего случайного.
Например, вы с соседом купили в одном киоске лотерейные билеты. Он купил билет номер 177759233, а вы номер 177759234. Через две недели вы просыпаетесь от истеричного крика: «Ура! Я выиграл три миллиона!»
Если ваш взгляд на мир верен, вы должны тут же ощутить прилив безмерного счастья за своего соседа, потому что вы поняли в этот момент, что у вас не было ни малейшего шанса выиграть три миллиона, даже если бы вы купили его билет, а он — ваш, даже если бы вам достался билет с почетным номером 000000001.
Так что же все-таки счастье? Это понимание, что Б-г дает человеку все, что тому изначально причитается, и ни граммом больше. У каждого из нас свой выигрыш (или проигрыш), строго отмеренный в Рош ашана; обмен или похищение чужой судьбы исключены.
«И увидит коэн, что не изменила язва своего вида» (буквально, «не изменила своего глаза») (13:55).
Интересно, что на иврите слово нега, язва от болезни цараат, и онег, удовольствие, состоят из одинаковых букв: нун, гимел, айн. Вся разница в положении буквы айн. Но айн — это также глаз. Если вы поставите айн не там, где надо, то получите духовную болезнь, которая проявится в форме язвы, нега. Но если айн займет подобающее ему место — вас ждет онег, удовольствие. Это будет удовольствие от правильного взгляда на вещи.
«Если язва проказы будет на человеке…и увидит коэн, что вот опухоль белая на коже, и волосы на ней стали белыми или нарост живого мяса на опухоли, то это — проказа застарелая…и признает коэн человека нечистым, и не будет уединять его, ибо он нечист. Если же расцветет проказа на коже и покроет язва проказы всю кожу с головы до ног…то признает коэн язву чистой. Если стала вся белой — она чиста. Но как только на теле появится живое мясо — человек нечист…»(13:9—14).
Как странно. Когда на теле появляется язва с «живым мясом» и белыми волосами (Раши объясняет, что достаточно двух таких волос), человек объявляется нечистым. Если же он покрывается «проказой» с головы до ног и вся кожа становится неестественно белой, он чист. Логично ли объявлять пострадавшего чистым лишь потому, что «проказа» распространилась по всему телу?
Это не единственное противоречие в описании цараат. С одной стороны, Тора требует изолировать пораженного, с другой стороны, устная традиция сообщает, что если признаки цараат возникали у жениха или невесты перед свадьбой или у кого-нибудь накануне праздника, осмотр и возможную изоляцию откладывали, хотя по идее опасность заражения гораздо выше именно при массовом скоплении людей.
Комментатор Ибн Эзра говорит, что цараат — это не обычное инфекционное заболевание, а внешний признак нарушения духовного баланса в человеке. Если вся поверхность его кожи поражена проказой, говорит он, это значит, что болезнь полностью вышла наружу, и внутри организма ничего не осталось (так бывает и с некоторыми физическими недугами). Баланс восстановился, и человек выздоровел.
В книге Ознаим ла-Тора приводится еще одно мнение. В отличие от физической проказы цараат отражает духовное состояние человека. Если у человека все тело покрылось язвами и нарывами, логично предположить, что он начисто лишен заслуг и не совершил за всю жизнь ни одной мицвы, ни одного хорошего поступка, что перед нами стопроцентный нечестивец.
Но такое невозможно, поскольку в Талмуде сказано, что даже самый последний грешник «набит» заповедями, как гранат зернышками. Следовательно, такой человек поражен не духовной цараат, а физической проказой. Поэтому коэн объявляет его «чистым» и посылает на лечение к врачу.
Хафец Хаим предлагает еще одно объяснение. Он напоминает на примере ряда историй из Танаха, что искреннее раскаяние перед Б-гом может отвести суровый приговор Небес. Цараат, как известно, это наказание за грехи злоречия, убийства и другие деяния, подрывающие общественные устои, и одновременно это свидетельство их искупления. Кульминацией наказания становится изгнание прокаженного из стана. Находясь вне общества, он невольно задумывается о своем грехе и начинает испытывать искреннее сожаление, кается перед Б-гом. Это и есть главное лекарство. Когда язвы цараат поражают отдельные участки тела, человек не придает им значения; он думает, что это «случайно», что он обжегся или ударился и скоро все пройдет.
Но когда цараат охватывает все тело, ему все становится ясно. Никаких иллюзий не остается. Он совершенно подавлен. Его дух сломлен. Он молит Б-га о прощении и исцелении, понимая, что он сам навлек на себе «проказу» своим недостойным поведением. И тогда коэн объявляет его чистым. Гордыня сломлена, и никаких других лечебно-воспитательных мер больше не требуется. Человек раскаялся, очистился перед Б-гом.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти