Темы: Леви, Ваехи, Недельная глава, Гнев, Исправление качеств, Рав Бенцион Зильбер, Колена Израиля, Шимон
«И жил» Яаков в Египте семнадцать лет. Он достиг возраста ста сорока семи лет и, чувствуя приближение кончины, взял с Иосефа клятву, что тот похоронит его рядом с праотцами в Эрец-Исраэль.
Перед смертью Яаков благословил всех своих сыновей, пророчески предсказав каждому колену его будущее.
Иосеф выполнил желание отца и перевез его тело в Эрец-Исраэль в сопровожднии семьи Яакова, придворных фараона и старейшин Египта с всадниками и колесницами.
Глава кончается смертью Иосефа. Иосеф умирает в возрасте ста десяти лет. Его тело помещают в саркофаг в Египте. Перед смертью Иосеф берет клятву с сынов Израиля, что, когда Б-г вспомнит о них, т.е. выведет их из Египта, они возьмут его кости с собой и похоронят в Эрец-Исраэль.
Глава «Вайхи» завершает книгу «Берешит», первую книгу Хумаша (Пятикнижия).
ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА
Благословляя сыновей, Яаков предсказывает их будущее и определяет их миссию, исходя из их душевных качеств.
За недостатком места поговорим лишь об одном из этих благословений — о благословении Шимону и Леви (одном на двоих).
Душевные качества человека проявляются в поступках.
Среди поступков, совершенных Шимоном и Леви и представителями их колен, Тора рассказывает об уничтожении Шимоном и Леви мужского населения города Шхема, где сын правителя сначала обесчестил их сестру Дину, а потом просил ее в жены, о намерении убить Иосефа, претендующего, по мнению братьев, на главную роль в семье, о недостойном поведении в пустыне представителя колена Шимона по имени Зимри и о представителе колена Леви по имени Пинхас, который убил Зимри и тем отвратил гнев Всевышнего от народа Израиля.
Яаков говорит: « Шимон и Леви, братья… в гневе своем убили мужа (подразумевается Шхем) и по воле своей [едва не] подсекли быка (подразумевается сговор против Иосефа). Проклят их гнев, ибо могуч, и их ярость, ибо жестока она…»(Берешит, 49:5-7).
Очевидное «братья» сказано о Шимоне и Леви, потому что они были единомышленниками в деле против Шхема и против Иосефа. Гнев их проклят, потому что он «могуч».
Вопрос — что значит проклясть гнев? Как можно его проклясть? Рав Ицхак Зильбер, мой отец, благословенна его память, объяснял это так: лишить гнев силы. У директора завода, говорил он, есть масса возможностей реализовать свой гнев, увольняя, вынося выговоры и налагая штрафы. А что происходит, если сердится бедный, зависимый человек? Ничего. Его гнев не имеет силы. Он проклят.
Таково наиболее простое объяснение.
Теперь спрашивается: что пользы говорить Шимону и Леви об их гневе, об их очень серьезном недостатке? Ну, это как будто понятно: чтобы они знали об этой стороне своего характера и работали над ней.
Интересно, что этим отрицательным качеством обладают оба брата, но в дальнейшем оно проявляется у них по-разному. Оказывается, отрицательное качество можно использовать и в хороших целях.
Леви прожил дольше других братьев и передал своим потомкам знания, полученные от отца. Колено Леви в Египте упорно занималось изучением Торы. Когда все население Египта было призвано фараоном «на субботник», обернувшийся потом для евреев полным порабощением, левиты к «энтузиастам» не присоединились: обойдемся, мол, без орденов и медалей за трудовые подвиги. Это позволило им остаться вне «рабочих списков», и они избежали изнурительной работы с глиной и кирпичами, а занимались Торой. Их качество гнева прошло «обработку» Торой, они не участвовали в поклонении золотому тельцу в пустыне, и когда в эпизоде с золотым тельцом Моше призвал: «Кто за Б-га, ко мне!» — к нему пришло все колено Леви. Теперь они умели управлять своим гневом и проявляли его только в рамках, предписанных Торой, и в связи с нарушением Торы. Присущая им горячность, выразившаяся в том, что они вместе с Моше поднялись против нарушителей, помогла евреям избежать суровой кары Свыше, потому что суд Небес смягчается, когда на земле кто-то «ревнует» за него.
Гневливость Шимона не прошла так основательно через Тору. Когда на сороковом году пребывания евреев в пустыне кое-кто из них стал возмущаться «излишне строгими» ограничениями, предписываемыми им не Торой, как они думали, а самим Моше, выразил это возмущение Зимри из колена Шимона, а покарал его Пинхас из колена Леви. И это проявление гнева Пинхасом также оказалось спасительным для народа.
Нет качеств только плохих или только хороших. Есть качества, которые в основном полезны, т.е. их проявление в большинстве случаев положительно. А есть качества, проявление которых хорошо далеко не всегда.
Гнев — из тех качеств, которые применимы только в редких ситуациях. Проявления гнева допустимы только в определенных границах, указанных Торой, и по поводу нарушения Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти