Из цикла «Врата востока», темы: Врата востока, Хаей Сара, Пещера Махпела, Исраэль Спектор, Праведник
(לאברהם למקנה לעיני בני-חת בכל באי שער-עירו (כג, יח
За Авраамом, как покупка перед очами сыновей Хетовых, пред всеми, входящими во врата города сего(23:18)
Все бросили работу и пришли выразить своё уважение праведнице Саре (Раши).
В день смерти р. Хаима Коэна в рош ходеш месяца мархешван 5596 г. (1836 г.) в городе Фесе (Марокко) объявили раввины города запрет на работу: «Запрещено торговать в городе или за его пределами, пока не похоронят уважаемого рава», — точно, как учит в вышеупомянутом отрывке Тора.
Жил в городе один еврей, занимавшийся продажей муки и масла. Пришёл к нему в дом покупатель и очень просил продать немного муки. Хозяин отказывался, ссылаясь на запрет. Покупатель продолжал настаивать — и, в конце концов, хозяин сдался. Он открыл лавку и продал муку. Когда, закончив дело, хозяин выходил из лавки, то зацепился одеждой за кран бочки с дорогим оливковым маслом, но не заметил этого. Только закрыв замки, он увидел растекающееся под дверью масляное пятно. Хозяин поспешил вновь открыть лавку, и потемнело у него в глазах — масло разлилось и при этом намочило муку. Хотел он заработать несколько грошей, а потерял целое состояние! И, если так случилось с тем, кто нарушил запрет рабаним — что же произойдет с тем, кто нарушит запрет Торы: будет работать в шабат или давать деньги под процент — насколько он потеряет больше, чем заработает!
(ויקם השדה והמערה אשר-בו לאברהם לאחזת-קבר מאת בני-חת(כג, כ
И стало поле и пещера, которая в нём, погребальным уделом Авраама от сынов Хетовых(23:20)
Однажды приехал в Хеврон паша из Стамбула и, как принято у мусульман, пошёл в пятницу на молитву в пещеру Махпела. Захотелось ему узнать, что там внутри пещеры, снял он крышку с колодца, ведущего вниз, нагнулся и… меч его, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, упал в колодец. Приказал паша достать меч. Привязали одного из слуг-арабов и стали опускать на веревке в пещеру, но, не достигнув дна, слуга умер. И так повторялось несколько раз. Увидев это, сказал паша: «Неужели я потеряю всех слуг?» — и приказал спустить вниз еврея.
Посовещавшись, евреи Хеврона постановили, что жребий должен решить, кому спускаться в колодец. Выбор пал на раби Авраама Азулая. Тот окунулся в микву и, одевшись в белые одежды, всю ночь рассказывал сидящим перед ним жителям Хеврона тайны кабалы.
Когда занялась заря, встал р. Авраам Азулай и отправился в гробницу праотцев, попросив друзей молиться, чтоб не случилось с ним плохого. Пришел он в пещеру, обвязали его верёвкой и опустили вниз. Благополучно достигнув дна, подобрал р. Авраам меч, передал его паше, а сам вернулся вниз... И увидел он души праотцев... Так прошло несколько часов, и думали евреи, что погиб р. Авраам, но, в конце концов, подняли его с помощью верёвки.
Радовались друзья его возвращению, и поведал им раби, что был ему знак с небес и что вскоре он умрёт и попадёт в рай вместе с праотцами.
И всю ночь сидел он с друзьями, до утренней зари толкуя им кабалу. А когда встало солнце, пошёл праведник в микву, надел белые одежды, произнес: «Шма Исраэль» — и отлетела душа его на небеса...
И все евреи горевали, ибо был р. Авраам праведником.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю