Из цикла «Кашрут в некашерном мире», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Элиэзер Вольф
"Нат бар нат"
В: Что означает термин "нат бар нат"?
О: Нат - это акроним слов "носен таам", означающих "придающий вкус". Когда в кастрюле варят пищу А, кастрюля адсорбирует вкус сваренной в ней пищи А. Даже после того, как кастрюлю почистили, когда в ней позже будут варить пищу Б, Б будет адсорбировать вкус пищи А от кастрюли.
Если между двумя варками прошло менее 24-х часов, вкус пищи А положительно отразится на вкусе пищи Б. Если А является запрещенной пищей, действует правило "нат бар нат леисура", что означает, что пища Б тоже становится запрещенной. Если пища Б будет затем нагрета в другой посуде, последняя также станет запрещенной, и так далее до бесконечности. Если пища А разрешена, действует правило "нат бар нат леэтейра", означающее, что пища Б разрешена (за исключением того случая, когда А - кашерное мясо, а Б - молочный продукт, или наоборот).
Если между двумя варками прошло 24 часа или более, вкус пищи А отрицательно сказывается на вкусе пищи Б и не может сделать ее запрещенной.
Кашерная еда, сваренная в некашерной посуде
В: По ошибке картошка была сварена в чистой кастрюле, использованной до этого для варки некашерной пищи. Можно ли есть эту картошку?
О: Если между варкой некашерной еды и варкой картошки прошло 24 часа или более, картошку можно есть. Если же прошло менее 24-х часов, картошку есть запрещено. Здесь действует правило "нат бар нат леисура".
Картошка, сваренная в чистой мясной кастрюле
В: Я сварил картошку в чистой мясной кастрюле. Могу ли я есть ее с молочным?
О: Если 24 часа или более прошло с момента, когда в кастрюле последний раз варили мясо, картошку можно есть с молочным.
Если же прошло менее 24-х часов, есть картошку с молочным нельзя, но можно пить молоко сразу же после того, как поели этой картошки. Но если уже на тарелке вы случайно добавили масло в картошку, вы все-таки можете ее съесть, так как здесь действует правило "нат бар нат леэтейра".
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти