Из цикла «До Потопа и после», темы: Первородный грех, Глава Берешит, Сотворение мира, Одежда, Ган Эден, Рав Александр Красильщиков, Адам и Хава
Попробовав плоды Эц-а-Даат, Адам и Хава пережили духовное перерождение. Особый состав плодов сделал своё дело. Они перестали быть тем возвышенным, богоподобным созданием, которым их сотворил Всевышний. Их природа изменилась.
И всё же, было одно важнейшее приобретение, до сих пор ускользавшее от человека: он обрёл опыт и понимание того, что Творец, если требует от человека что-либо, то только для его же блага.
Первым ощущением было — неудобство обнажённого тела. Это было прямое следствие нового состояния. Более «приземлённое» тело требовало более внимательного к себе отношения, большего удобства и заботы. А стыд был рождён теми ещё неясными желаниями, которыми отныне материальная оболочка тела была переполнена.[1]
До того, как Адам и Хава нарушили запрет, на них было «естественное» одеяние в виде поверхностной оболочки, образованной плотной органической тканью, похожей на ногтевой хрящ. Эта первозданная «одежда» подчёркивала красоту и величественность облика Адама и его жены, не стесняя ни движений, ни отправлений тела. Но теперь эта одежда исчезла и вместо неё им была подарено одеяние, сделанное из сброшенной Нахашем кожи. И назначение одежды отныне заключалось как раз в сокрытии телесной привлекательности, в противовес вожделению.[2]
Кроме того, само физическое тело раньше ощущалось Адамом и Хавой, как материальная оболочка, одежда для души, которую они, по своему желанию, могли всегда скинуть, чтобы общаться с Творцом. Поэтому они и не нуждались в дополнительном облачении, в нашем понимании этого слова — ведь, по сути, сама их плоть и была таким облачением. Но теперь, после вкушения плодов, их душа накрепко приклеилась к телу, ставшему частью человеческой природы, незащищённым, открытым, требующим защиты, потребовалась одежда в нашем, приземлённом понимании.[3]
Проявилась ещё одна деталь. Ингредиенты запретных плодов привнесли в сущность человека, не ощущавшего прежде никакой нужды добавить что-либо к своему телу, потребность скрыть собственную наготу. До сих пор у Адама и его жены не было ни одной из причин, из-за которых впоследствии человек стал нуждаться в одежде. Им не требовалась защита ни от внешней среды, ни от холода, ни от тепла. Им не нужно было противодействовать дурному влечению — Ган-Эдене они прибывали на высочайшей духовной ступени и не ощущали ни стыда, ни опасности. Само понятие «похоть» отсутствовало в реестре их внутренних побуждений. Процесс зачатия детей мог происходить и посредством внешних касаний супругов друг к другу, поцелуев и объятий, не уступая в палитре переживаний и наслаждений более приземлённому механизму, задействованному впоследствии — напротив, он был возвышенней и ярче.[4]
Теперь же всё предстало в ином свете. Нагота перестала быть естественным состоянием человека. Отныне, одежда служила сдерживающим фактором, до известного момента уравновешивавшим дурное начало.
Таким образом, плоды Дерева Познания, помимо прочего, пробуждали в человеке сексуальное влечение. Другими словами, они давали понимание добра и зла, в том числе, и в аспекте отношений полов, когда чистая и дозволенная сексуальная связь является добром, а неуёмная похоть, опускающая человека до уровня скота, оказывалась злом.[5]
Было бы заблуждением сказать, что прежде, чем вкусить запретный плод, Человек был недостаточно зрелым и мудрым, чтобы не различать добрые поступки от дурных. Но именно аспект отношений между полами и различение между добром и злом в этом специфическом вопросе, пришло к нему лишь с плодом Дерева Познания. Эти плоды, съеденные в должное время, должны были помочь Человеку в полной мере владеть собой в сексуальной сфере. Однако нарушение запрета, преждевременное употребление плодов смешало все карты.[6]
[1] Мальбим.
[2] Таргум Йонатан бен Узиэль, Берешит,3,7.
[3] Мальбим
[4] Пиркей де Раби Элиэзер
[5] Мидраш а-Гадоль
[6] РаДаК
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?