Из цикла «До Потопа и после», темы: Человек, Сотворение мира, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков, Адам и Хава
Заготовку человеческого тела Создатель скомпоновал на самым ранних этапах Творения, ещё прежде, чем появилось в мире всё остальное. Более того, тело человека в определённом смысле — модель, прообраз вселенной. И всё же, душу Всевышний вдохнул в Адама только на шестой день. Почему? Чтобы никто не сказал, будто Человек участвовал в сотворении мира.
Термин «нифах» — «вдохнул» — использован не случайно. Все части, все органы человека в буквальном смысле «вдыхают» и «выдыхают», то есть дышат. В них, во всех, говоря образно — дыхание жизни, поддерживаемое сердцем.[1]
Стать живым, обрести живой «дух» ещё не означает стать особым, Б-гоподобным существом. Это была, скорее, некая промежуточная, подготовительная стадия, когда человек — всё ещё животное, не умеющее ни говорить, ни мыслить по-человечески. Б-жественный образ и подобие — это был следующий шаг.[2]
Даже способность подчинять себе других животных, так же, как и императив «плодиться и размножаться» — относится к грубой, земной составляющей, немногим отличающей человека от скотов, сотворённых на шестой день. Лишь в дальнейшем, в продолжение этого дня, Человек достиг того уровня, который был его достоин — когда к физиологической, материальной основе был добавлен духовный, Б-жественный элемент, превративший это необычное существо — в собственно Человека. Этот процесс завершился на границе шестого дня — дня смерти, и Шаббата — дня жизни.
Адам обрёл душу в конце дней Творения. Таким образом, Человек заключает в себе как бы весь мир: Всевышний начал Творение с человека, и им же завершил. Всё сущее создано для него.
[1] Рабейну Захария*
[2] Сфорно
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти