Из цикла «До Потопа и после», темы: Сотворение мира, Каббала, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков
На второй день основные законы, управляющие материей, заработали в полную силу. Был задействован механизм преобразования Вселенной. Материя перестала быть аморфной, слеплённой в один сгусток. Началось её интенсивное движение, и расслоение.[1]
В результате этого процесса, часть материи скомпоновало землю, то есть непосредственно ту твердь, на которой мы живём, остальное вещество составил комплекс объектов, объединённых словом «ракиа» — «пространство», «заслон», «экран». Ракиа представлял собой колоссальную массу вещества, разделявшую воду, привязанную к земле, от воды, оставшуюся за пределами «ракиа». И не зря. Природа этой воды резко отличалась от воды земной. Земная вода гасит огонь, там же — наоборот, «огонь гасит воду».[2]
Ракиа в этот день продолжает обустраиваться Его структура становится всё более сложной и многослойной. Элементы, бывшие в первый день «сырыми» и бесформенными, во второй день «застыли», обрели чёткость и определённость.[3]
Ракиа по своей структуре не является монолитным и подразделяется как по степени удалённости от земли, так и по очерёдности формирования. Наиболее далёкие от нас ракиа содержат в себе и самые ранние объекты, появившиеся раньше других, и эти далёкие системы называются «шмэй шомаим», то есть — «небеса небес». К ним можно отнести самые дальние галактики и туманности. Слово «шомаим» в его прямом значении происходит от корня «шам» — «там», символизируя удалённость и вознесённость.[4]
Ракиа служат как бы занавесью между землёй и всем, что находится «на краю» мироздания. Если в первый день вселенная походила на скомканную ткань, то на второй день заработали законы, «развернувшие» и «натянувшие» этот «парус» мироздания.[5]
Всего существует семь видов «ракиа». Один из них, самый нижний называется «ракиа шомаим» — это привычный, окружающий Землю наблюдаемый космос, включающий близкие к нам Луну, Солнце, планеты и ближайшие небесные объекты.
Тора говорит о далёких небесных телах весьма скупо, ведь будущая власть человека не распространяется на небесные сферы.[6]
В другом, более узком понимании, слово «ракиа» означает также «небесный купол», «колыбель», то есть защитную оболочку, окружившую землю, формирующую климат земли.[7]
Но есть ещё один вид ракиа, который проводит тончайшую грань между «естественными» законами мироздания и духовной составляющей, действующей параллельно материальной природе.[8]
Следует также отметить, что небесные тела, созвездия, планеты, их движения и взаимодействия составляют вместе сложнейший механизм, который в той или иной степени влияет на земные дела. Космос не является чем-то отделённым и независимым от земных дел, но служит средством влияния на события, действенным рычагом управления. Созвездия, или мазалот, влияют на жизнь и судьбу людей, но влияние это не является безусловным и абсолютным. Механизм этот, кстати, был запущен именно тогда, на второй день Творения.[9]
Во второй день были созданы малахим — «посланники», особые духовные существа, исполнительные силы, своеобразные нити, которыми управляется мироздание — то, что мы называем «физическими законами» и «силами природы». Их назначение — обеспечить упорядоченное функционирование всех материальных объектов во вселенной, заставить их взаимодействовать и влиять друг на друга.
Видов малахим великое множество. Среди них — те, кто исполняют чисто служебную функцию, и таких — мириады. Они — словно невидимая паутина, пронизывающая мир. Они — тонкие струны, которыми Творец управляет всем сущим, заботится обо всём и везде. Они — словно колёсики огромного механизма под названием Мироздание.
Они отвечают за то, чтобы законы природы работали в нормальном режиме. Они следят, чтобы небесные тела двигались по своим орбитам, чтобы сохранялась стабильность и уравновешенность во вселенной. Есть среди них те, кто призван следить за сохранением видов растений и животных, их популяций и видовой стабильностью.
Есть те, кто задействует механизм адаптации животных, те, кто отвечает за жизни людей, за их безопасность и судьбу. Некоторые из них отвечают за судьбы народов земли, их благополучие или страдания.
Малахим порой можно ощутить, как слабые дуновения, а иногда увидеть в образе летящего пламени.[10]
Другими словами, на второй день мир обрёл организованный порядок, а также служебные силы и законы «природы», ответственные за сохранение этого порядка. Всё это поставило Творение в жёсткие функциональные рамки.[11]
К концу второго дня Земля, как планета, получила своё собственное место в пространстве, но формирование её продолжалось. Всё пространство, прилегающее к поверхности земли, было заполнено плотной атмосферой в виде концентрированного пара, смешанного с другими газами, среди них газ, «дающий жизнь».[12]
[1] Даат Софрим
[2] Тифферет Йонатан. Раби Йонатан Айбшиц
[3] Берешит Рабо,4,1
[4] А-ктав вэ а-каббала.
[5] Ор а-хаим а-кадош.
[6] Даат Софрим
[7] Мальбим
[8] А-Нацив, раби Нафтали Цви Берлин — А-Эмек давар
[9] РаМбаН
[10] Пиркей де раби Элиэзер с пояснениями РаДаЛя — раби Давида Лурии
[11] Даат Софрим
[12] Мальбим.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти