Из цикла «Знание Субботы», темы: Невеста, Подготовка к Субботе, Суббота, Рав Эуд Авицедек
«Суббота называется невестой и называется царицей. Называется невестой, когда наступает, а потом называется царицей в собственном объединении с Высшим царем, как известно знающим тайны Торы. В канун субботы нужно приготовить трапезы в честь ночи и в честь дня, как бы трапезу помолвки и трапезу бракосочетания. И все это должно быть готово прежде, чем зовут невесту или царицу на ее пир. И потому сказано: “Выйдем навстречу царице-невесте”, то есть устремимся бегом готовить трапезу помолвки и трапезу бракосочетания…» (Шней Лухот аБрит).
«Помолвка (кидушин, посвящение) — это вечерняя молитва, когда говорят: “Ты посвятил для Своего Имени”, и она соответствует Субботе Творения, как сказано: “И освятил его (субботний день) — запретив всем работать, но лишь служить Богу” (раби Авраам сын Виленского Гаона).
“И освятил его — посвятил Общину Израиля в супруги Субботе”. Таков смысл слова “посвященный” (קדוש) — отделенный от будничных вещей. Святой — посвященный Богу. Таков и смысл посвящения (кидушин) женщины мужчине — “запретил ее для всего мира, подобно посвященному Храму предмету”. “Ты посвящаешься мне — для всего мира ты считаешься освященной из-за меня”. Мы же пытаемся осознать предмет данной аллегории — отношение и соединение между Общиной Израиля и ее Другом, которые описываются в свитке Песнь Песней, называемом мудрецами “святая святых”. Этот свиток принято читать перед наступлением святого дня.
Это посвящение — возвышенное высшее сочетание (зивуг) — наступает в соответствии с тем, насколько мы освятили себя. Чем больше страстное стремление святого народа, тем больше изливается на них высшая святость. Так толковали Мудрецы стих, который читают перед субботней трапезой: “Известен во вратах (שערים) муж ее” — это Всевышний, Который становится известным человеку в соответствии с тем, как он отмеряет (משער) в своем сердце, насколько может он прилепиться к духу мудрости. И в соответствии с тем, что отмеряет в своем сердце, так и становится известным в его сердце. Потому и сказано: “известен во вратах” — в мерах» (слово שערים означает и врата, и меру).
Меры эти — качества любви и страха, страстного стремления и освящения. Они и есть врата и сосуд для принятия изобилия святости — дополнительной души.
«Все управления нижнего мира укоренены в Малхуте, и потому Малхут называется “работой”, а именно — со стороны Малхута, когда в нем не отделено добро от зла, имеет место тяжкий труд; но когда в Малхуте отобрано добро от зла — это покой» (Рамхаль). Когда труд отбора работы шести дней подходит к своей цели, тогда Малхут находится в совершенстве и шалаш мира распростирается над мирозданием. «Но в субботу шалаш мира распростирается над миром, и мир охраняется со всех сторон. И потому в субботней молитве говорят: “Простирающий шалаш мира над нами, и над всем Его народом Израилем, и над Иерусалимом”.
Тогда Царь мира простирает над Собранием Израиля субботние одеяния. “Простри над рабыней своей свое крыло” (Рут 3:9). Разумная душа, постигнув возвышенность этого знания, переполняется любовью и страхом.
“…Он возжелал наш покой”. “Поскольку Суббота и Община Израиля называются невестой, а Всевышний называется женихом, мы говорим Ему: Возжелай, чтобы мы стали Твоей невестой, и Твоя невеста будет покоиться в субботу”. Как сказано в МидрашРут: “Дочь моя, ведь я ищу тебе покоя, где будет хорошо тебе” — отсюда мы учим, что нет у женщины покоя, кроме как со своим мужем» (Абудрахам). Качество «хранения» субботы достигло своего исполнения: все хранится и покоится.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти