Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Цель творения, Сотворение мира, Душа, Рав Хаим Бурштейн, Мусар
Я немного добавлю к разъяснению первичного понятия нашей веры, чтобы даже юные годами восприняли как очевидное, что суть человека — это не материя, загрязненная влияниями дурного побуждения, а его возвышенная душа, предназначенная для вечного существования в невероятном и безграничном наслаждении. Я никак не могу понять вероотступников: как от их глаз могли укрыться столь изумительные чудеса природы? Ведь со времен появления первых ученых исследователи природы рассказывают о ней невообразимое! Все больше продвигаясь в знании и открывая в природе новое, они, не стыдясь, признают, что всей их мудрости хватает лишь на констатацию неутешительного факта своего полного незнания. Ибо все их постижение материи — это только начало, и исследование, в конце концов, приводит их к осознанию своего абсолютного невежества. И теперь возникает вопрос: для кого Мудрец, величие Которого наполняет всю землю, сотворил столь огромный мир такой непостижимой мудростью? Неужели для человека, который «суете подобен, и дни его проходят как тень»[47]? И еще: какой смысл в создании человека, если вся его жизнь — гнев и боль, а последнее пристанище — могила, и все, что от него остается — это камень в чистом поле? Можно ли представить себе большее разочарование? Это непостижимо нашему восприятию! Неужели Тот, Кто безгранично мудр и безмерно милосерден, в чем мы убеждаемся, непосредственно наблюдая за чудесами Творения, не в силах, упаси Б-г, создать человека согласно Своему могуществу и вознесенности? И кто же, обладая даже весьма ограниченным разумом, не поймет, что душа приходит в этот мир для испытания, чтобы ответить Пославшему его правдивыми речениями, основанными только на Торе с Небес, которая знает, какие поступки ведут человека к заповедованной ему цели — к миру, который весь — вечность и благо. Откуда о них могли бы узнать живущие на земле, если не с Небес[48]?!
И, по-моему, это неопровержимый и однозначный ответ философам, ошибочно полагающим, что этот мир не был сотворен, а существовал всегда, являясь своего рода тенью, отброшенной Творцом. Из их искаженных воззрений следует, что Всевышний, упаси Б-г, не наблюдает за Своим миром и безразличен к Его творениям. О подобных «мыслителях» сказал царь Давид: «Против тебя восстают злонамеренно…»[49] И, говоря об ошибочных выводах этих философов и ученых, становится еще более актуальным поднятый нами вопрос: как столь несовершенный мир мог произойти от благословенного Творца, Чьего величия и вознесенности не отрицают даже народы мира? Как Он мог сотворить настолько ограниченным человека, который является венцом Творения, поскольку властвует над всем на земле? У людей, по их мнению, нет жизненной цели, их дни проходят как тень, они только претерпевают гнев и боль и лишены ясного знания! Известно, что все философы ошибались в своих рассуждениях, и вслед за ними приходили другие и указывали на их заблуждения. Почему люди не были сотворены совершенными и своими достоинствами не соответствуют Тому, Чьей тенью они, согласно их теориям, являются? Зачем, согласно их ошибочным представлениям, подвергать человека испытаниям, — ведь, если он возник сам по себе, любое испытание теряет всякий смысл; и разве разум такого создания может достичь совершенства? Им невдомек, что мир был сотворен Б-гом из ничего в целях испытания человека, и Тора была дарована с Небес, дабы проложить ему верный путь. Главным доказательством этого для нас, сыновей Израиля, служат явленные нам чудеса, в истинности которых не сомневаются даже наши недоброжелатели. Мы видели сокровенные чудеса своими глазами и слышали своими ушами, они были совершены явно, у всех на виду, и «лицом к лицу» мы стояли перед Б-гом при даровании Торы на горе Синай. Мы — весь народ Израиля и каждый еврей в отдельности — ощущаем их столь явственно, как будто они произошли сегодня.
Каждому еврею следует постоянно укоренять это знание в своем сердце, и да поможет нам Б-г «изучать, обучать, соблюдать и исполнять …»[50]
Верно любящий тебя…
[47] Теилим 144:4.
[48] «И все же человек является великим творением. Разум Адама — Первого человека — до совершения им греха не был подвержен никаким внешним влияниям. Его естественные желания не могли искривить его мышление, затуманить его сознание и исказить знание добра и зла. Он знал, что такое зло, но при этом совершал только добро. Его мышление было подобно разуму ангела. Материя для него была лишь внешним покровом и одеянием, как сказано: “Одел меня в кожу и плоть” (Ийов 10:11). И как мы не стесняемся нашей одежды и не скрываем ее под еще одним слоем другой одежды, так и его материальная оболочка не являлась предметом стеснений. Поэтому и сказано: “И были они оба наги — Адам и его жена — и не стыдились” (Берешит 2:25)». (Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Вехи человечества»).
[49] Теилим 139:20.
[50] Авот 4:5.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти