Темы: Иштадлут, Хава Куперман, Злословие, Давид, Упование, Теилим, Забота о здоровье, Страх, Коронавирус
На сайте уже опубликовано обращение рава Хаима Каневского, в котором глава поколения призывает каждого усилить соблюдение заповедей Торы и особенно остерегаться злословия и сплетен.
Именно из-за греха злословия еврея во времена Храма могла постичь духовная болезнь цараат, требующая его изоляции от некоторое время (часто — на те же самые 14 дней, что и при нынешнем вирусе).
Кроме того, из-за этого греха мы находимся в нашем последнем изгнании. И если Первый Храм был разрушен из-за трех страшнейших грехов: кровопролития, кровосмешения и идолопоклонства, — то Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти, которая равносильна тем трем самым страшным грехам вместе взятым, а источник ее — злословие.
Исправление греха злословия мы символически связываем с царем Давидом, в поколении которого оно особенно «процветало» и так и не было окончательно исправлено. Исправление кровопролития, кровосмешения и идолопоклонства связано с нашими праотцами: Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Вместе с царем Давидом эти четыре праведника считаются «стопами» Б-жественной колесницы. А так как Машиах — прямой потомок царя Давида, то его приход непосредственно связан с исправлением греха злословия. Потому-то наше изгнание такое тяжелое и столь затянувшееся….
В любом случае, от всех неприятностей рекомендуется читать 91-ю главу Теилим, причем желательно начинать чтение с последней строки предыдущего, 90-го, псалма, а заканчивать — повторением последней строки 91-го.
Еще один отрывок Теилим, который читают с целью обрести дополнительную защиту Небес — седьмая строка 32-го псалма («Ты — мое укрытие»), которую принято читать сначала справа налево, а затем и слева направо (если мы говорим о чтении на иврите).
Есть еще один отрывок — так называемый питум а-кторет: отрывок о воскурении благовоний (кторет) — в Храме. Он приводится в сидуре и, по преданию, это средство было получено от самого ангела смерти. Когда после бунта Кораха начался мор, Моше (Моисей) велел Аарону принести благовония, и эпидемия прекратилась.
В благовония кторет входит 11 сортов растений, в том числе и очень дурно пахнущее растение хельбона. Все они измельчались и перемешивались. Таким образом, символика кторет — объединение (китур на арамейском означает объединение), которое помогает исправить тот самый скрытый грех злословия, даже если среди всех вместе взятых есть и грешник. Дым от приношения воскурений объединяет еврейский народ со Всевышним.
Воскурения в Храме приносились дважды в день: утром и до захода солнца. В такое же время мы читаем и этот отрывок. Однако здесь требуется предельная осторожность, и читать этот текст следует абсолютно правильно. Недаром воскурение кторет называется «снадобьем». Если во времена существования Храма хотя бы одна его составляющая была приготовлена неправильно, за это была положена смертная казнь. Ведь прием неправильно приготовленного лекарства может оказаться смертельным.
* * *
Название вируса связано с короной. А ведь корона — это нечто самое высокое, возвышенное, самое духовное. Поэтому, когда задета «корона», то это влияет на все: и на здоровье, и на экономику, и на саму человеческую жизнь.
Как же исправить корону? Тут мы опять обратимся к царю Давиду, который находил в себе силы восхвалять Всевышнего за все — даже когда, казалось бы, благословлять было совсем уже не за что. Давид умел воспевать, восхвалять и благодарить Всевышнего в самые тяжелые и страшные моменты своей жизни. И если мы также находим в себе силы благословлять, восхвалять в самые тяжелые моменты своей жизни, то, разумеется, эти восхваления имеют совсем другую ценность, чем проявление элементарной благодарности.
И главное: не бояться! Потому что страх — одна из сил зла. У человека перед Всевышним не может быть никакого постороннего страха! Как гласит хасидская притча: в слове «беспокойство» (דאגה на иврите) есть все начальные буквы еврейского алфавита — א, ג,ד,ה — кроме буквы «бет» — ב', с которой начинается слово «упование» — «битахон», ביטחון. А как сказано, «уповающего на Всевышнего окружит милосердие» (Теилим 32:10) — даже если, не дай Б-г, ему положено тяжелое испытание, благодаря его упованию ничего страшного с ним не произойдет. Само это ощущение близости и упования на Всевышнего — спасает. Упования и радости. Как сказано: «в радости выйдете» (Йешаяу 55:12).
С другой стороны, очень важно соблюдать все, что говорят врачи. И у того же пророка Йешаяу сказано: «Спрячься, пока не пройдет гнев» (Йешаяу 26:20). Ведь и в Египте во время мора (казни) первенцев евреям было заповедано не выходить из дома. Но, повторяю: все это — без паники. И чтобы Всевышний всем помог и все были здоровы!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти