Из цикла «Знание Субботы», темы: Подготовка к Субботе, Суббота, Каббала, Богобоязненность, Рав Эуд Авицедек
«Три заповеди в слове בראשית (В начале)… 3. Суббота. Из букв слова בראשית составляются слова ירא שבת, “боящийся субботы”» (ТикунейЗоар). «Ибо хранящий субботу называется богобоязненным, слова стиха “страшащиеся Моего Имени” толкуют, как говорящие о соблюдающих субботу. И сказано в Иерусалимском Талмуде: “Боязнь субботы — на простолюдинах. Человек представляет, как будто Царь Царей стоит над ним всю субботу, и боится, как бы не оступиться в нарушении субботы” (р. Цадок аКоэн).
Такова форма обращения мироздания в час освящения субботней ночи. Все посланничества возвращаются к Пославшему их, говоря: “Мы выполнили твое задание” в боязни и трепете по отношению к принятию их посланничества и в страхе при их возвышении обратно к своему корню. Таков и лик святого Израиля: “Каждого еврея сразу же при наступлении субботы охватывает страх и трепет. Аризаль считал, что трапеза в субботнюю ночь соответствует святости Ицхака… Человек представляет себе, как будто Всевышний стоит над ним, и его охватывает страх” (При Цадик).
“Суббота наступления субботы — это страх, и пребывает в ней страх” (Зоар).
“Перед Ним будем мы служить в боязни и страхе” — из вечерней молитвы в субботу.
Евреи, потомки пророков, знают в душе, что при наступлении субботы шалаш мира простирается над всем мирозданием. Царство Всевышнего пребывает в нижних мирах: “Сотворенные материальные объекты, такие как солнце, луна, звезды, земля и живущие на ней — все изменяется в субботний день, и все наполняется светом святости субботы” (Сидур раби Моше Кордоверо). Они разумеют корень того, что “ворота внутреннего двора, обращенные на восток, будут закрыты в шесть рабочих дней, а в день субботний откроются”, и тогда свет эманации святости распространяется на все мироздание». «Иди и смотри: когда освящается день при наступлении субботы, шалаш мира пребывает и распростирается в мире. Что есть шалаш мира? Это суббота… Ведь когда пробуждается ее святость в мире, дух нечистоты не пробуждается с ней, и одно устраняется из-за другого. И тогда мир находится под высшей защитой, и не нужно молиться об охранении, например произносить “Хранящий народ Израиля вечно”, как в будни» (Зоар).
Тогда святой народ охватывает богобоязненность «со стороны святости страха и трепета, которых евреи достигают сразу при наступлении субботы и говорят: “Перед Ним будем служить в страхе и трепете, и святость богобоязненности устраняет все недобрые мысли из сердца”» (При Цадик). …Аннулирование всех чуждых мыслей и страстей, оставляя только страсть невесты навстречу Царю. Это святая богобоязненность, приводящая к высшей любви, — ведь «нет любви в месте страха, и страха в месте любви, но лишь только в качествах Всевышнего».
«Ночью — “поле яблок”, то есть страсть, которая является качеством женского начала, как известно» (Цидкат аЦадик). Сыны ее выходят в поля, чтобы встретить ее, и Мудрецы в духе святости установили принимать лик субботы, читая отрывки из Псалмов, смысл которых — раскрытие Царства Всевышнего в мире.
Еще засветло пробуждается ощущение святости, и это любовное томление меняет обычное поведение человека. Написано: «И будут хранить сыны Израиля субботу, делать субботу на все свои поколения…» Это означает — готовить вещи в честь субботы… Здесь мы видим указание, что человек должен сам делать вещи, нужные для субботы, в честь субботы, и даже если у него есть много слуг, он должен сам подготовить что-то для субботы. Как сказано в Гемаре: рав Папа обжигал голову барана, Рава солил рыбу (в честь субботы).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти