Темы: Йеуда, Йосеф, Награда и наказание, Недельная глава, Ваешев, Яаков, Рав Бенцион Зильбер, Мера за меру
Талмуд в трактате Сота много говорит о том, что за дела человека Б-г платит ему «той же мерой». Пути Б-га — мера за меру. Как это связано с нашей главой? В главе Ваешев много примеров действия этого правила. Когда братья продали Йосефа, они зарезали козленка и окунули разноцветную рубашку Йосефа в его кровь. Эту рубашку они послали своему отцу, Яакову, с просьбой: «Узнай-ка (акэр-на), сына твоего эта одежда или нет?» (Бэрейшит 37, 32). Понятно, какую боль это причинило Яакову...
Инициатором отправки такого «извещения» был Йеуда, главный среди братьев. Интересно, как все возвращается. Йеуда послал отцу рубашку, испачканную кровью, предлагая опознать одежду сына. И в нашей же главе это возвращается к Йеуде: Тамар посылает ему его посох, печать и пояс с тем же самым обращением: акэр-на, узнай-ка, кому принадлежат эти вещи? (Бэрейшит 38, 25). Ой, как тяжело было Йеуде слышать это «узнай-ка»... Второе проявление действия закона «мера за меру» — в тех же двух эпизодах. Мидраш говорит: Йеуда обманул отца, зарезав козлёнка. Он же обещал Тамар козленка, а посох, печать и пояс оставил ей в качестве залога. То есть, говорит мидраш, Йеуда также был обманут «с помощью козлёнка». Талмуд указывает в Танахе ещё много примеров действия этого принципа — это может быть наказание или награда. Шимшон «шел за своими глазами», поэтому филистимляне выкололи ему глаза. Авшалом, сын Давида, гордился своими необыкновенно красивыми волосами. А как он погиб? Во время битвы его сторонников со сторонниками его отца он скакал на муле и вдруг зацепился волосами за дерево и повис между небом и землёй. А мул пошел дальше.
В таком положении его обнаружили, и так он погиб. И награда приходит «мера за меру». Мирьям недолгое время ждала, чтобы узнать, что будет с её братом Моше, когда его, младенца, положили в тростнике на берегу Нила (Шемот 2, 4). А через много лет в пустыне весь еврейский народ ждал Мирьям семь дней, не отправлялся без нее в путь (Бэмидбар 12, 15). Похоронами Яакова занимался его сын Йосеф — он был на тот момент самым главным из братьев (Бэрейшит 50, 1-15). А гроб самого Йосефа нес Моше (Шмот 14, 19), выше которого не было в еврейском народе. Моше нес гроб Йосефа — а самого его похоронил Б-г (Дварим 33, 5, см. комментарии). В чем смысл, почему Б-г ведет мир именно по пути «мера за меру»?
Рав Хаим Шмулевич говорил: чтобы человек мог понять и осмыслить, за что его наказывают. Цель наказания, которое посылает Б-г, — «намекнуть», раскрыть человеку, в чем тот ошибся и что должен исправить. И таков путь человека, который верит и понимает, что всё от Б-га, — попробовать понять, увидеть во всех тяжелых, неприятных событиях, которые с ним происходят, на что намекает ему Б-г. Что он делал нехорошо? Когда «владыка Египта», Йосеф, как описано в следующей главе, начинает обвинять братьев в шпионаже, причинять им страдания без всякой видимой причины, о чем они задумываются? — Почему это произошло...
Как же они поняли смысл этих событий? Бэрейшит 42, 21: «Точно мы виноваты из-за брата нашего; потому что мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но мы не послушали; за то и нашло на нас горе ЭТО» — именно это, именно такое. Мы были жестоки к брату, и теперь владыка Египта жесток к нам. Я тоже не раз и не два наблюдал удивительные ситуации «мера за меру» в жизни. И если каждый вспомнит события своей жизни, то наверняка увидит связь между тем, что он делал, и тем, что происходит с ним. Б-г управляет нашей жизнью, но надо открыть глаза, чтобы это увидеть.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти