Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«И познаешь сегодня, и положишь на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на небе наверху и на земле внизу, нет более» (Дварим 4:39). Данный стих содержит обязанность веры в большинство принципов еврейской религии. В нем сказано: «и познаешь» — вера в категории знания и усвоения сердцем.
Рамбам приводит в качестве практического закона обязанность веры в основные принципы религии, как обязанность «знать»:
1. Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Первичная Сущность, которая является причиной существования всего сущего. И все, что есть на небесах и на земле, и все, что между ними, существует благодаря Истинной Сущности.
2. И если представить в нашем сознании, что Его нет — ничто не могло бы существовать.
3. И если представить в нашем сознании, что ничего, кроме Него, не существует,— Он один будет существовать и не исчезнет, как все остальное. Ибо в Нем нуждается все сущее, а Он, Благословенный, не нуждается ни в чем. Поэтому Его истинность отлична от истинности всего.
6. Знание— это предписывающая заповедь, как сказано: «Я — Б-г, Г-сподь твой» (Шмот 20-2).
В таком же стиле говорил и Рамхаль: «Каждый еврей должен верить и знать, что есть первый Сущий, Предваривший (творение) и Вечный. Он сотворил все Бытие и продолжает поддерживать его существование. Этот Сущий есть Б-г, благословен Он».
Следует поразмыслить над данным вопросом: вера как знание.
Объяснение сказанному можно найти в определении веры у Рамбама: «Вера — не есть нечто произносимое устами, но нечто представленное в душе, во что верят, что оно обстоит так, как изображается». Представление концепции в душе человека строится силой даат (знания и разума).
Представление чего-то в душе человека означает абсолютную ясность данной вещи, постижение ее истинности и восприятие почти как ощущаемой органами чувств. Представление в душе означает восприятие на уровне жизненной реальности. Вера — это не какая-то дополнительная вещь в жизни верующего. Вера не есть просто информация или отвлеченное чувство. Вера является жизненной реальностью верующего, она ясна ему как нечто ощутимое, воспринимаема как врожденная идея. «И если представить в нашем сознании, что Его нет — ничто не могло бы существовать». Это восприятие на уровне даат (см. еще раз определение понятия даат выше).
Основы веры заложены в душе каждого человека: «Есть истины, заложенные в душе, данные душе человека в наследие из источника, откуда она была высечена… и эти истинные идеи заложены и насаждены в самой душе от ее высшего источника. Их основания — из святых высей, из утробы матери, с самого детства, даны душе от Творца, Который дал ей в наследие знания, вечные истины, заложенные в ее корне. Что есть в действительности возвышенный Субьект, творящий все, надзирающий, воздающий и наказывающий, и что душа — дочь Б-га, существующая вечно, и т.д. Эти Б-жественные парадигмы не могут быть постигнуты через анализ и опыт, но это дух в человеке, заложены они в душе от ее корня» (Мальбим). Так пишет и Рабейну Там: «Ибо все эти знания являются частью души… ибо душа человека своим разумом и мудростью знает своего Создателя».
Подобно тому любому человеку дан «простой разум», которым он отличается от животного. Разум, которым он постигает свою жизненную реальность, относительно него самого и окружающего мироздания, как объяснялось выше. Так заложено в каждого человека знание и разум, которым он может постичь существование Творца, и познать основы веры. Разум, которым человек может воспринимать настоящуюжизненную действительность: его отношение к Творцу. Эти понятия заложены в душу из ее высшего корня, ведь он — из высших миров, «от Б-га свыше».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти