Из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто», темы: РАМХАЛЬ, Месилат йешарим, Служение, Молитва, Смирение, Богобоязненность
Вторая составляющая благочестия [см. начало данной главы] — в образе действий. Она тоже имеет две стороны, которые, однако, включают в себя множество элементов. Два главнейших, страх и любовь, — это два столпа истинного служения, без которых оно не имеет никакой основы. Страх включает в себя смирение перед Ним, благословен Он, трепетный подход к служению и уважение к заповедям Его, имени Его и к Торе Его. А любовь включает радость, единение [1] и ревность. Теперь объясним эти понятия по очереди.
Главное в страхе — это трепет перед [Его] величием. Это означает, что в молитве или при исполнении заповеди человек должен размышлять о том, что он молится или совершает действие перед Царем царей; об этом предостерегает нас тана[2] (Брахот 28б): «Когда ты молишься, знай, перед Кем ты молишься».
Чтобы достичь такого страха, человек должен пристально всмотреться и подумать, как следует о трех вещах. Во-первых, о том, что он стоит непосредственно перед Творцом, благословенно имя Его, и ведет диалог с Ним, хотя глаз человеческий и не видит Его. Создать такой образ в сердце человека — труднейшая задача, ведь органы чувств не помогут здесь никак. Однако тот, кто обладает подготовленным умом, после недолгих сосредоточенных рассуждений может утвердить в сердце истинность того, что он ведет диалог непосредственно с Ним, — Ему он жалуется, у Него он просит. А Творец, благословенно имя Его, слушает человека, внимает его словам, словно тот говорит со своим другом, а друг внимательно слушает и понимает его.
А когда это утвердится в сознании, необходимо размышлять о величии Его, благословен Он. О том, что Он выше всех восхвалений и благословлений, выше всех видов совершенства, которые только доступны нашей мысли. И еще нужно размышлять о малости человека, его низменной сути из-за грубости его и материальности, и тем более — из-за грехов, совершенных им в прошлом[3]. Все это не может не взволновать и не привести в трепет сердце человека, когда он произносит слова свои перед Ним, благословенным, упоминает имя Его и старается Его умилостивить, и об этом говорит Писание (Псалмы 2:11): «Служите Г-споду в страхе и молитесь Ему в трепете»[4]. И еще сказано (там 89:8): «Б-г могучий, в великом сонме святых [ангелов] и грозный для всего окружения». Ведь ангелам, которые ближе к Нему, благословенному, чем существа, обладающие материальным телом, легче представить себе степень величия Его, поэтому страх перед Ним у них сильнее, чем у человека. И, тем не менее, царь Давид, мир ему, так говорил в своих восхвалениях (там 5:8): «…поклонюсь чертогу святости Твоей в страхе пред Тобой!». И сказано (Малахи 2:5): «…пред именем Моим трепетал он!». И еще (Эзра 9:6): «Б-г мой! Стыдно мне и боязно поднять лицо мое к Тебе, Б-г мой!».
Однако сначала этот страх должен овладеть сердцем человека, и только затем ты увидишь его проявление в других органах тела: склоненную [как бы под некоей тяжестью] голову и преклонение тела, опущенные долу глаза и сложенные руки, — как будто ничтожный раб стоит перед великим царем. И так сказано в Гемаре (Шабат 10а): «Рова складывал руки и молился, объясняя [свою позу]: как раб перед господином».
[1]Двекут, часто переводимый словом «причастность», см. прим. 1.
[2] Великий мудрец эпохи Мишны.
[3] Первопричина «малости и низменной сути» человека — в его грубой материальной природе, однако его неблаговидные поступки еще добавляют к этому.
[4] Перевод согласно «Таргуму», см. трактат «Брахот» (30б) и Тосфот там.
Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти