Из цикла «Даат тфила», темы: Речь, Тшува, Душа, Шофар, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Голос — это общее, речение — это частное» (Зоар).
Как мы уже объясняли, голос — это корень речи перед разделением на частности. Голос «располагается» на границе между чистой душой и материальным телом. Как в форме человека, так и в мироздании как таковом. В силах голоса — побудить речения, речения в мироздании и в человеке, которые отдалились от своего корня, материализовались, и спустились, и рассеялись, и погрузились в пучины материального мира. Пробудить и собрать этих рассеянных и пропащих и вернуть их к своему корню.
Голос, когда он прорывается из глубин внутренних и святых корней, напоминает начало вещей, — ведь он есть выражение воли (как объяснялось в предыдущей главе от имени раби Авраама сына Виленского Гаона). Через внутреннее высокое раскрытие, которое он выражает, он побуждает все мироздание вернуться к своему корню. Подобно тому, как это было при стоянии у горы Синай, так и «каждый день выходит голос из горы Хорев (Синай) и говорит: Горе людям из-за обиды, которую они нанесли Торе» (Авот 6:2).
В день Рош аШана (Новолетия), в день сотворения человека, когда душа впервые вошла в рамки тела и родилась речь, нам заповедано слушать шофар. А трубление в шофар «есть в нем намек: пробудитесь, спящие, от сна, и дремлющие очнитесь от забытья, и исследуйте ваши деяния, и раскайтесь, и помните своего Творца. Те, кто забывают истину в суетности времен и весь год блуждают в суете и пустоте, которые не помогут и не спасут, — взгляните на свои души и улучшите свои пути и деяния. Пусть каждый из вас оставит дурную дорогу и нехорошие мысли» (Рамбам, Законы раскаяния, 3:4). Звук шофара обладает свойством пробуждать, напоминать и возвращать.
В день сотворения человека, в тот самый день, когда его душа вошла в материальное тело, и в каждый день Рош аШана, его пробуждают и напоминают ему его корень, и возвращают его к Всевышнему посредством голоса — звука шофара. Чтобы речь не пропала и чтобы говорящий не оторвался от своего корня. Так будет и в грядущем, когда «вострубят в великий рог, и придут пропавшие из земли Ашура, и отверженные из земли Египта, и поклонятся Г-споду на святой горе, в Иерусалиме».
Таково также влияние этих действий на Небе. Посредством этого голоса — звука шофара — человек вспоминается перед Всевышним. «Зихронот — памятования — чтобы память о вас поднялась предо Мной во благо, и чем? Шофаром» (Рош аШана 16). Посредством этого голоса, человек, отдалившийся от Творца, возвращается и вспоминатся перед Ним. Шофар в Рош аШана пробуждает все мироздание, возвращает его и восстанавливает в его начальной точке, в том виде, в каком оно вышло из-под рук Творца: «Это день начала Твоих деяний, память о Первом дне».
«Шофар, поскольку он служит для памятования, считается как будто совершающим служение внутри (Святая святых)» (Рош аШана 26). Сила памяти, сила, проистекающая из вутренней структуры, которая одна способна напоминать, пробуждать и возвращать вещи к своему корню. (Это сила памяти, которая восстанавливает для человека забытые события из прошлого как будто вживую). «Как будто внутри»: он возвращает и устанавливает человека вновь в его святом внутреннем содержимом, в чертоге Святая святых.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю