Из цикла «Даат тфила», темы: Служение, Еврейская молитва, Жертвоприношения, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Как мы уже говорили, слова Рамбана поднимают еще одну сущностную проблему в вопросе жертвоприношений. Но для ее понимания необходимо сначала сделать следующее предисловие.
Рамбан писал, что простой смысл жертвоприношений заключается в достижении искупления для жертвователя, и через них он удостаивается жизни. Источник его слов — в Гемаре: «А если ты скажешь: Ему нужна пища?! Говорит Писание: “Если бы Я был голоден, не сказал бы тебе об этом, ибо Мне принадлежит Вселенная и все ее наполняющее”. И сказано: “Ибо Мне принадлежат все звери в лесу и скот на тысячах гор. Я знаю всех птиц на горах, и кишащие на полях — предо Мною. Разве буду Я есть мясо волов или пить кровь козлов?” Не говорил Я вам: “Приносите жертвы”, чтобы ты сказал: Я выполню Его волю, а Он выполнит мою (поскольку Он нуждается в этом, а я дам Ему взятку, и Он выполнит мое желание). Не для Моего благоволения вы приносите жертвы, а для своего благоволения, как сказано: “Для своего благоволения приносите его в жертву”. Раши объясняет: Для собственных нужд вы выполняете Мои заповеди, чтобы достичь таким образом искупления» (Менахот 110).
А по поводу смысла добровольных жертв, которые не искупают грехов, писал рабейну Йона: «Когда человек, служитель Б-га, пожелает приложить усилия и подняться на высокий уровень, уподобиться ангелам, окружающим Колесницу, полностью приобщиться к Б-гу, он приносит добровольную жертву в дом Г-спода, Б-га своего. И когда он лицезрел все происходящее в Храме, коэнов при служении и поющих левитов, и все явные чудеса, происходившие там, он возвышался и получал силы, чтобы полностью связаться с духовным миром, дабы не оставалось преграды между ним и духовностью».
Здесь мы можем задать вопрос: что это за служение, польза от которого только самому служителю? Где здесь поддержание столпа служения? В действиях, цель которых — искупление человека или возвышение его души?!
А ведь выше речь шла об обязанности самоотречения во время жертвенного служения, и что же это за самоотречение, цель которого — польза для самого приносящего жертву?
Ведь суть понятия «служение» — действия, направление на исполнение воли Господина.
Прежде всего, необходимо объяснить следующее. Понятие молитвы относится к прошению. Прославление, восхваление, благодарение — не относятся к сути молитвы. Молитва — это по преимуществу просьба. Прославление необходимо перед молитвой, как объясняется в Гемаре: «Толковал раби Симлай: Пусть всегда человек сначала произнесет славословия Всевышнему, а после этого — помолится» (Брахот 32). Молитва сама по себе — это «просьба о своих нуждах» (Рамбам). Славословия становятся частью молитвы только в той степени, в какой они присоединяются к прошениям и просьбе о насущных нуждах.
Мы находим, что способность к молитве сущностна для человека. Он отличается ею от всех других созданий, и даже называется в Талмуде מבעה — «просящий». Молитвой он отличается даже от ангелов, которые не подвержены событиям и недостаткам материального мира и не нуждаются в молитве Всевышнему: они лишь прославляют Его, каждый — в соответствии с уровнем своего постижения. Человек является Молящимся мира, поскольку его предназначение — восполнить собственный недостаток и недостаток всего творения, и, соответственно, только к нему может относиться понятие прошения и просьб о насущном.
Исходя из этих соображений, мы возвращаемся к вопросу: что это за служение — «просьба о насущном»? Каким образом столп служения осуществляется через прошение человека об излечении, о пропитании и других его потребностях? На первый взгляд, нам было бы легче понять суть молитвенного служения, если бы мы определили его как славословия и прославления, подобно служению ангелов.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти