ГЛАВА 39
43. МОШЕ УВИДЕЛ ВСЮ РАБОТУ, И ВОТ! - ОНИ СДЕЛАЛИ ЕЕ ТАК, КАК ПОВЕЛЕЛ Б-Г, ТАК СДЕЛАЛИ. Моше проверил всю работу по ее завершению и заметил, что работа имеет две отличительные особенности. Во-первых, עשו אותה, именно они выполнили ее; каждая часть, от мельчайшей до самой большой, передавала их цельную личность; их преданность, их добровольный энтузиазм, силу и энергию всего народа. Во-вторых, כאשר צוה כן עשו, «как Б-г приказал, так они и сделали». Их рвение и энтузиазм в целом и в каждой отдельной детали были полностью подчинены повелениям Б-га. Со стороны мастеров не было ни малейшей попытки внести в работу свои собственные идеи и свою собственную индивидуальность, добавляя или опуская что-либо. Напротив, каждый из мастеров почитал своим высшим достижением воплотить послушно, скрупулезно и точно не свою собственную идею, но идеи и повеления Б-га. Это добровольное, радостное повиновение, эта свобода в подчинении и это подчинение при полной свободе, которое заставляет с радостью осознавать собственную силу именно через полное подчинение всей личности воле Б-га, составляет самую важную особенность возвышенного морального совершенства в поступках еврея. Это то, что характеризует человека как ' עבד ה ( раба Б-га).
Надежда на то, что эта особенность останется навечно запечатленной в поведении еврея, выражена в завершающем стихе Молитвы Моше (Теилим 90:17) в качестве его самого страстного пожелания своему народу на будущее, а наши Мудрецы соответственно отмечают ее в связи с этим стихом Писания как содержание благословления Моше. Эта Молитва заканчивается словами: «Пусть Твое деяние станет явным для Твоих рабов и пусть останется Твоя слава с их детьми! Пусть блаженство нашего Б-га, нашего Г-спода, останется нашей долей; утверди работу наших рук на нас; и (как) работу наших рук, Ты утверди ее!» «Утверди работу наших рук на нас» - это свобода, а «(как) работу наших рук, Ты утверди ее!» - это подчинение. Лишь вместе, в тесном союзе, они могут дать нам то блаженство, которое Б-г готовит для нас, если мы посвящаем себя Ему как нашему «Господину».
Данный стих: «Моше увидел всю работу, и вот! - они сделали ее так, как повелел Б-г, так сделали; и Моше благословил их» - это источник, из которого проистекают мысли Молитвы Моше. Поэтому Мудрецы говорят: «И Моше благословил их. Он сказал: Да будет воля (Б-га), чтобы Шехина расположилась на деле ваших рук, и да будет блаженство Б-га, нашего Б-га, на нас», и т.д. (Мидраш Танхума, Пекудей 11).
ГЛАВА 40
18. ... С принятием Б-жественной Торы в среду Израиля, с достижением этого апофеоза еврейской миссии за все времена, с вхождением Славы Б-га в обитель, которую Израиль приготовил для этой Торы, книга Исхода из Египта подошла к концу. Эту цель Сам Б-г провозгласил в качестве предмета Своей работы по избавлению. Основание Святилища Его Торы, принятие этой Обители Торы в свою среду и приверженность этой Торе, которую символизировал жертвенник, сделали нацию Народом Б-га. А присутствие облака над Святилищем Торы днем и огня ночью «перед глазами всего Дома Израиля во всех их переходах» провозглашало «всему Дому Израиля», старым и малым, что, если, как возвещали стол, менора, жертвенник и вышитые херувы, обращаться с Б-жественной Торой с «все возрастающей свежестью, с твердостью и стойкостью чистого золота», если принимать «материальное и духовное счастье» только из рук этой Торы и посвящать себя исполнению этой Торы, тогда херувы Б-жественной свиты зримо и незримо сойдут, чтобы принести защиту и благословение. Это не должно быть «верой», милосердно изобретенной для утешения в земной жизни, но «знанием», убеждением, основанным на определенности активного опыта. Сказал Б-г: «Вы узнаете на опыте, что Я, Б-г, ваш Б-г, выведший вас из под египетского гнета, чтобы взять вас к Себе быть Моим народом». Не только тогда и однажды Я вывел вас из-под египетских тягот, но Я навеки останусь вашим Б-гом, ведя вас, защищая и благословляя Своей близостью.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти